МААМ-картинки

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки

Ольга Шагарова
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №51 города Чебоксары Чувашской республики

shagarovao@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются методы, формы толерантного воспитания посредством музыки.

Ключевые слова: толерантное воспитание, толерантность

Публикация «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки» размещена в разделах

В настоящее время вопрос о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях стал особо актуален.

В современную эпоху усилилась взаимосвязь стран и наций, интернациализируются разные стороны человеческой жизнедеятельности, насущными становятся интеграционные процессы международного сотрудничества.

Вместе с тем в сознании и проведении значительной части населения часто стали проявляться пережитки идеологии шовинизма, национальной и религиозной исключительности, что провоцирует межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Возникла социальная потребность в организации целенаправленной работы по толерантному воспитанию детей.

Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий незамедлительной и оптимальной реализации важнейших проблем.

Воспитание толерантности между детьми – это сложный, организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя: 1) сообщение индивиду о человеческом сообществе, народах, о человеческом сообществе, народах; о Российской Федерации-Родине населяющих ее народов, общности их жизненных интересов, российском гражданстве и свободе совести;

2) организацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения:

а) воспитание национального, общенационального (республиканского, регионального, российского (гражданско-патриотического) общечеловеческого сознания;

б) организация позитивного опыта культуры общения с детьми разных наций и расс; воспитание умений и навыков преодоления личностно - психологических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации;

2) формирование высоконравственной мотивации поступков и отношения детей в прцессе их общения с детьми различных национальностей, расс, конфессий.

Эти знания, получаемые детьми в образовательном процессе, в специальных беседах, музыкальных играх, в непосредственно-образовательной деятельности, содействуют формированию представлений и понятий, толерантного отношения друг к другу, суждений и убеждений о нормах культуры отношений между детьми. Поэтому очень важно воспитывать у детей национальные, общенациональные, гражданско-патриотические чувства, уважение к национальному достоинству людей, к их культуре, языкам, традициям, историческому прошлому.

Следует заботиться о том, чтобы у детей не возникали отрицательные чувства (зазнайство, и высокомерие, чувство национального превосходства)

Важнейшей частью процесса воспитания, толерантного отношения детей друг к другу является выработка умений, навыков, и привычек культурно вести себя в многонациональной среде, строить свои отношения с детьми разных наций и религий, готовить детей к межнациональному общению.

В нашем детском саду для насыщения развивающего пространства национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народа, для организации разных форм работы с детьми была создана чувашская гостиная, т. е. микромузей детского сада, в которой находятся посуда, утварь, предметы быта, книги, музыкальные инструменты и пр.)

Работая в тесном сотрудничестве с мастерицей Чувашии Вороновой З. И., для гостиной были приобретены куклы в национальных костюмах. Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой чувашского народа.

Мною были разработаны и проведены серии занятий и игр: «Давай поговорим», «Клубочек», «Зеркала», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», «Вежливые слова», «Подарок на всех», «Разговор через стекло»

по воспитанию у детей дошкольного возраста толерантного отношения друг к другу во время образовательной деятельности : модуль «музыка»,

Проводились консультации с родителями : «Воспитание толерантности у детей посредством музыки», «Что такое толерантность, «Роль музыки в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста».

В содержание образовательной музыкальной деятельности включаются чувашские и русские народные песни, пляски, хороводы, яркие национальные костюмы, красочные предметы декоративно-прикладного искусства, устное русское и чувашское народное творчество.

Все богатство чувашского и русского творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, воспитать толерантное отношение в цикле музыкальных занятий, основанных на материале народной музыки.

Кроме того, в образовательную музыкальную деятельность включены информационные технологии. Разработаны музыкальные занятия с мультимедийным сопровождением, которые способствуют лучшему усвоению материала, т. к. наглядность повышает интерес к занятиям, помогает углубить восприятие музыки детьми и совершенствовать их музыкальные способности.

Большое значение для воспитания толерантного отношения друг к другу, дружелюбия, доброты, играет народная музыка, которая пробуждает интерес и раскрывает взаимосвязь, отношения людей разных национальностей.

Мы выяснили, что воспитание толерантности у детей – очень сложный по своему характеру процесс. Он требует применения не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но главное – длительного времени и начинаться должен с раннего возраста.

Проведенная работа показала, что воспитание толерантности у детей связано с развитием всех сторон личности ребенка. Дети дошкольного возраста способны осознанно проявлять дружеские чувства к детям разных национальностей, относиться с глубоким уважением и интересом к взрослым ближайшего и отдаленного национального окружения. В этом возрасте начинают складываться первые представления о содружестве народов, мечты о радостной встрече со сверстниками других национальностей, которые отражаются и развиваются на музыкальных занятиях, в творчестве, в играх …

Таким образом, образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении осуществляется с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, на создание условий для актуализации личностных структур национального сознания ребёнка на воспитание толерантности.

Литература:

1. Авксентьев, А. В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / А. В. Авксентьев. - Ставрополь, 2003. – 123 с.

2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. - М., 2000.-256 с.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. /Г. Н. Волков - М., 1988.-134 с.

4. Волков, Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. / – Г. Н. Волков. - Чебоксары, 1965.-204 с.

5. Кожанова, М. Б. Этнопедагогическая основа содержания дошкольного образования/ М. Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005.-108 с.

6. Кожанова, М. Б. Этнопедагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении (теоретический аспект)/ М. Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004.-102 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возраста «Я – царица мира звуков, Повелительница нот. Без меня молчат дардука, Арфа, скрипка и фагот. Я взмахну рукой, и вот Всё играет и поёт!».

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к фее Музыки» Дети под музыку входят в зал. М. Р. 1. Слайд – «Анимация Солнышко» Доброе утро! Я очень рада видеть вас сегодня, в хорошем настроении, бодрыми.

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки» Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки» В связи с тем, что социальный фон воспитания.

Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой ключик» 142003, Московская.

ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети всей Земли» ОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети всей Земли». [i]Цель:[/i] [/b]Формирование основ толерантной.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа» Актуальность Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки,.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» на базе МБДОУ-ДС №22.

Развитие начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время происходит мировая глобализация, однако в каждой стране, а также внутри больших стран, существуют межкультурные и межрасовые.

Воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр СтатьяВоспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Игровая деятельность детей дошкольного возраста, несомненно,.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонациональной среды и подготовка будущих педагогов Тема воспитания толерантности у детей в условиях многонациональной среды крайне актуальна в наше время, ведь из-за демократизации образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 09:14
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД