Получи документы

Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста

Татьяна Мусилович
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста

Каликова Г. А., учитель - логопед,

Мусилович Т. А., педагог - психолог, ГБУ

«Психолого – педагогический центр, г. о. Тольятти

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Каждый специалист, работающий с детьми этого возраста, может отметить влияние комфортной среды на психологическое состояние ребёнка, ибо неблагоприятное воздействие окружающей среды может иметь такие последствия как:

Публикация «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста» размещена в разделах

- появление навязчивых состояний, аффективных вспышек, страхов, невротических состояний;

- проявление соматических заболеваний;

- переход детской психологической травмы в способ психологической защиты у взрослого, таких как позиция «избегания» и проявление агрессивного поведения.

Определить неблагоприятное эмоциональное состояние детей можно по следующим признакам:

- склонность к частому уединению (игры на сплочение, хороводы, игры с аплодисментами, использование детских музыкальных инструментов);

- избыточное качание (подвижные игры, физические упражнения, особенно игры с прыжками; так как прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут на двух»);

рассматривание картинок, пальчиковая гимнастика, игры-приветствия, релаксационные игры, использование музыкальных пауз);

- чрезмерная отвлекаемость ( игры с элементами сюжетно-ролевых игр: «Купаем куклу» и т. д., пальчиковая гимнастика; использование музыкальных пауз);

- проявления устойчивой раздражительности, периодические вспышки гнева (релаксационные игры, подвижные игры в подгруппах, например, щёлканье пузырьками упаковки, «драки» мягкими предметами, сбивание кеглей, забивание «гвоздей»).

Благополучное эмоциональное состояние ребенка, характеризуется наличием следующих факторов:

- все чаще играет, при этом изображая различные эмоциональные реакции;

- использует для выражения своих чувств множество определенных жестов и интонаций;

- в состоянии обиды ищет уединения;

- развивается способность различать эмоции и чувства других людей (особенно значимых);

- учится адекватно и конструктивно реагировать на настроение близких людей.

Каковы же причины, влияющие на создание атмосферы психологического комфорта в группах раннего возраста :

1. Эмоциональная комфортность самого педагога - необходимое условие благополучного эмоционального состояния детей, так как у детей хорошо развита способность «считывать» эмоциональный настрой взрослого. Дети очень легко заряжаются отрицательными эмоциями, в виду этого педагогу необходимо убирать излишнее эмоциональное напряжение.

2. Стиль общения с детьми.

В данном возрасте благоприятная обстановка зависит во многом от того, как педагог взаимодействует с детьми, способствует налаживанию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Для начала воспитатель, который заинтересован в установлении благоприятного климата в группе, проводит анализ обстановки в детском коллективе, включающий особенности общения самого воспитателя с каждым ребенком и взаимоотношений между детьми.

Для улучшения взаимоотношений с детьми педагог должен вызывать чувство доверия у детей, оказывать им эмоциональную поддержку, создавать ситуации сотрудничества между взрослым и ребенком и применять конструктивные способы в разрешении конфликтных ситуаций.

1. Большая наполняемость групп.

2. Неполный педагогический состав в группе.

3. Неблагоприятная семейная ситуация.

4. Неврологический статус ребенка.

Рекомендации по созданию условий психологически комфортной среды в группе раннего возраста :

- называть каждого малыша по имени и своевременно хвалить;

- проявлять внимание к эмоциональному настрою детей и стимулировать их стремление к самостоятельности;

- не применять дисциплинарные методы, которые унижают детей, в том числе и физические наказания;

- использовать игры, потешки, совместные наблюдения явлений природы, ритуалы приветствия.

Игровые приемы для детей

«Шарик»

Цель: укрепление эмоционального контакта с ребенком. Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть: «Смотри, у меня красивый шарик. Давай я буду прятать, а ты угадывать, в какой руке шарик».

«Игры с мячами»

Цель: коррекция агрессивных проявлений. Педагог демонстрирует ребенку мяч и предлагает поиграть, повторяя его действия с мячом (догонять, прокатывать, ударять по мячу).

«Я в домике»

Цель: укрепление взаимоотношений со взрослым, снятие напряжения. Для того, чтобы ребенок почувствовал себя защищенным и успокоился, можно предложить ему поиграть в шалаш или домик. Можно использовать спокойную музыку.

«Журчит водичка»

Цель: снятие напряжения. Шум переливающейся воды и сам процесс перетекания жидкости из одной емкости в другую воздействует на психику ребенка благотворно и успокаивает перевозбужденных детей. Педагог предлагает поиграть в дождик, ручеек или водопад. А если добавить в воду немного красок, то получится настоящая исследовательская лаборатория.

«Прятки»

Цель: снятие перевозбуждения, укрепление взаимоотношений со взрослым. Взрослый закрывает глаза руками, а ребенок прячется. Все свои действия взрослые должны комментировать: «Где же Миша? Может, он за шкафом, под столом или за дверью?» Когда найдете кроху, предложите ему поменяться местами. Он закрывает глаза, а вы прячетесь, чтобы малыш вас находил.

Для снятия эмоционального напряжения полезно использовать рисование насыщенным цветом, а также слушание релаксационной музыки

«Солнечный зайчик»

Цель: налаживание эмоционального контакта ребенка со взрослым.

Педагог берет зеркальце, когда солнце заглядывает в окно и ловит им солнечный луч. При этом обращает внимание детей на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Можно предложить ребенку поймать «зайчик».

Затем ребенок и взрослый меняются ролями.

«Тушки – тутушки»

Цель: налаживание эмоционального контакта ребенка со взрослым.

Педагог сажает ребенка к себе на колени и ритмично подбрасывает его вверх, направляет движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки -Бух!

«Чудо-цветок»

Цель: снятие напряжения, развитие мелкой моторики.

Педагог сгибает руки в локтях, складывает их накрест и сцепляя большие пальцы, шевелит остальными пальцами:

Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка.

Я цветок сорвать хотел,

Но цветок вдруг улетел.

Разъединяет большие пальцы и руки разводит в стороны («Улетела бабочка»).

Способы релаксации педагогов

«Упражнение «Абажур»

Педагоги садятся в удобной и расслабленной позе, закрывают глаза. При этом дается речевая инструкция: «Представьте, что внутри вас, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но как только, мы начинаем волноваться, абажур поворачивается лампой вверх. Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, вам становится жарко и дискомфортно. Представьте себе ситуацию, когда абажур медленно поворачивается вниз и принимает исходное положение. Свет слепящий, в глаза исчезает и вам становится тепло и уютно.

«Инвентаризация»

Педагогам предлагается оглянуться вокруг себя, внимательно осмотреть помещение. Не торопясь, мысленно найдите в помещении 7 красных предметов. Затем «перебрать» все предметы один за другим и постараться полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». При этом мысленно самому себе проговаривать: «Красная обложка тетради, красные шторы, красная ваза для цветов» и т. д. Сосредотачиваясь на каждом предмете, вы снимаете внутреннее стрессовое напряжение, и направляете свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

Упражнение «Семь свечей»

Педагогам предлагается сесть удобно, закрыть глаза и расслабиться. Представить себе, что на расстоянии метра от вас стоят семь горящих свечей. Надо сделать медленный, глубокий вдох и вообразить, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Сильно подуть в ее направлении, полностью выдохнув воздух, при этом свеча должна погаснуть, затем вновь делать медленный глубокий вдох, а потом задуть следующую свечу. И так все семь свечей погасить. Упражнение выполнять под спокойную негромкую музыку, в затемненном помещении.

Публикации по теме:

«Создание условий для эмоционального комфорта ребенка раннего возраста в адаптационный период» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово «Создание условий для эмоционального.

Консультация «Как воцарить дружбу и согласие в детском коллективе» Наталия Самошкина МБДОУ ДС «Парус» «Дружба и согласие в детском коллективе» Имидж Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный.

Консультация для педагогов. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада.

Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Подготовила: Старший воспитатель Скеленчева Н. И. г. Краснодар Апрель 2019г. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического.

Особенности психологического развития и диагностики раннего возраста при заполнении заключений педагогов-психологов От года до трех лет Ведущая деятельность - предметно - манипулятивная. Важные действия: - орудийные; - соотносящие; - ориентировочные. В.

План работы педагога-психолога с педагогическим коллективом по формированию благоприятного психологического микроклимата Сентябрь 1. Проведение социометрического исследования Цель: изучение эмоционально - личностных взаимоотношений в коллективе, межличностных.

Создание центров психологического комфорта в группе для улучшения психофизиологического благополучия дошкольников Современное дошкольное образование находится в условиях существенных, системных изменений. Меняется парадигма образования, вслед за ней.

Тренинг для педагогов «Формирование нравственных отношений в детском коллективе» Тренинг для педагогов «Формирование нравственных отношений в детском коллективе» Педагог-психолог Кирюшина Г. В. МБДОУ детский сад № 26.

Консультация «Влияния психологического климата в семье на здоровье ребенка» Влияния психологического климата в семье на здоровье ребенка. Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда.

Создание благополучного эмоционального климата в детском коллективеСоздание благополучного эмоционального климата в детском коллективе Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Всю свою жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 08:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД