МААМ-картинки

Развитие навыков функционального чтения в условиях дистанционного обучения

Елена Астровская
Развитие навыков функционального чтения в условиях дистанционного обучения

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Важность понимания прочитанного - будь то учебного или художественного текста – является одним из главнейших навыков современного человека. К сожалению, российские школьники год от года демонстрируют довольно скромные результаты по качеству понимания текстов. То есть, читать-то чи-тают все, а вот о чем прочитали - понимают единицы. Согласно последним исследованиям PISA российские школьники вошли только в третью десятку стран, чьи подростки понимают и могут интерпретировать прочитанный текст. Поэтому важной задачей гуманитарных дисциплин является развитие навыка функционального чтения - и не только у детей начальной школы, но и продолжать эту работу с обучающимися в более старшем возрасте. А помо-гут в этом ряд приемов, которыми могут воспользоваться не только препода-ватели, но и мамы, и папы, и дяди, и тети, и бабушки с дедушками. Тем более, эти приемы работы, как оказалось, вполне адаптируемы к условиям дистан-ционного обучения – как во время онлайн-занятий, так и при работе с ресур-сами Электронного обучения. Например, их можно использовать при работе с документами и Теоретическим материалом в рамках Практических работ или Тестовых заданий с опорой на теоретический материал лекций из Электронно-го курса обучения. Кроме этого, в условиях проведения онлайн-уроков с ис-пользованием видеолекций, мною были апробированы и такие приемы рабо-ты, которые позволяют отрабатывать навык функционального чтения не толь-ко с текстом, но и со звуковым и видеорядом, заставляя усваивать прочитан-ную, увиденную и услышанную информацию. Теоретически, в совокупности, это должно повысить шансы на успешное решение поставленной задачи.

Публикация «Развитие навыков функционального чтения в условиях дистанционного обучения» размещена в разделах

Итак, остановлюсь именно на таких приемах работы:

I. Приемы работы с текстом при формировании навыков функционального чтения в условиях дистанционного обучения.

Данные приемы работы с текстом с успехом могут использоваться при составлении базы учебных материалов (Теоретического материала лекций, Документов, Практических работ, интерактивных тестовых заданий и т. п.) в условиях Дистанционного обучения.

Прием 1. Составление связного текста, используя предложенные слова – используется для проверки усвоения объемного теоретического ма-териала.

Для работы можно выбрать ряд слов и предложить составить связный рассказ. По оставшимся неиспользованным словам предложить объяснить причину, по которой студент не смог ими воспользоваться.

Примерный список слов для использования в Практической работе по УД «Менеджмент в профессиональной деятельности» для студентов группы «Информационные системы и программирование» :

Интернет, менеджер, системы управления, пользователь, юзер, эмейл, Вконтакте, ЖЖ, образование, чат, спам, флуд, тролль, чатиться, фолловер, френд, модератор, коннектиться, зашарить, зафрендить, Twitter, торрент, браузер, провайдер, коммуникация, Википедия, скачать, блоггер, библиотека, Youtube, хостинг, планшетник, смартфон,QR-код,облачные сервисы, электронная почта, аноним, Google, тизер, спойлер, аватар, профайл, стартап.

По условию задания, студенты из предложенных слов составляют связные тексты разных жанров. Так в игровой форме участники знакомятся не только с новой компьютерной лексикой, но и профессиональными терминами в рамках данной учебной дисциплины. Если студенты не знают значения не-которых профессиональных терминов, они оказываются в проблемной ситуа-ции, при которой условием успешного выполнения Практического задания становится необходимость уточнить значение непонятных слов в тексте при-лагаемого Теоретического материала, учебника, словаря или в Интернет-ресурсах.

Прием 2. Пропуски в тексте или его отрывке – позволяет более осмыслен-но переработать текст уже изученного теоретического материала.

Задание: Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

1. Отбор персонала - процесс, посредством которого ___ вы-бирает из списка претендентов того человека, который наилучшим образом ___ вакантному ___ месту. Это система методов и приемов оценки ___ и личных ___ и рационального выбора лиц, отвечающих текущим требованиям ___ имеющих необходимые ей ___, перспективных.

2. Если лидер ___, то руководитель, как правило,.

3. Люди могут ___ одну и ту же информацию по-разному в зависимости от приобретенного ___, круга интересов, ___, ___ состояния и внешнего.

Информация, противоречащая___ или ранее усвоенным ___, часто или полностью не ___, или ___ в соответствии с этими ___ или понятиями.

Прием 3. Использование заданий «множественного выбора» – использует-ся как отдельный вид заданий в Практических работах или для составления тестовых заданий по тексту изученного теоретического материала с целью проверки усвоения изученного и его дальнейшего закрепления. Это могут быть задания на:

1)выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2)определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствую-щих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3)установление истинности/ложности информации по отношению к содержа-нию текста.

Прием 4. Задания «на соотнесение» – так же используются как отдельный вид заданий в Практических работах или для составления тестовых заданий по тексту изученного теоретического материала с целью проверки усвоения изученного и его дальнейшего закрепления. Это могут быть задания на:

1)нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями тек-ста (короткими текстами);

2)нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, пред-ложений,

3)картинок, схем и т. п. ;

4)соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)

Прием 5. Задания «на дополнение информации» – используются для со-ставления заданий в Практических работах по тексту изученного теоретиче-ского материала с целью проверки усвоения изученного и его дальнейшего закрепления. Это могут быть задания на:

1)заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;

2)дополнение (завершение) предложений.

Прием 4. Задания «на перенос информации» – предполагают представление изученного текста в виде таблицы или схемы. Данный прием способствует от-работке навыка выделения главного в тексте изученного теоретического ма-териала и интерпретации прочитанного. Это могут быть задания на:

1) заполнение таблиц на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного;

3) составление схем, кластеров и синквейнов на основе прочитанного.

Прием 5. Восстановление деформированного текста – используется для проверки усвоения объемного теоретического материала. Это может быть за-дания на:

1)расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последова-тельности.

2) установление правильного хронологического ряда;

3) установление правильной последовательности действий.

Прием 6. Oбобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста») – позволяет более осмысленно переработать текст уже изучен-ного теоретического материала. Используется для проверки усвоения объем-ного теоретического материала и его дальнейшего закрепления. Это могут быть задания на:

1) нахождение в тексте заданной информации;

2) нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определенную мысль;

3) использование информации из текста для подтверждения своей точки зре-ния;

4) установление смысловых связей между частями текста или двумя (не-сколькими) текстами;

5) определение основной мысли (идеи) текста;

6) соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

7) выяснение намерений автора текста;

8) интерпретация (комментирование) названия текста;

9) формулирование вывода на основании анализа информации, представлен-ной в тексте.

Прием 7. «Рефлексия содержания» - представляет собой оценку содержания изучаемого текста и позволяет более осмысленно переработать изученный теоретический материал. Это могут быть задания на:

1) сопоставление содержания текста с собственным мнением;

2) соотнесение информации текста с собственным опытом;

3) оценка поступков (действий) героев текста;

4) обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;

5) оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;

6) «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательно-сти событий;

7) «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации.

Прием 8. Составление тестов - нацелен не только на оценку фактического знания материала, но и на проверку навыков функциональной грамотности (умения вычленять признаки, обобщать, сравнивать, сопоставлять, преобра-зовывать материал из одной формы в другую).

II. Приемы работы с видеолекциями/презентациями/текстом

Прием 1. Постановка задачи - Перед просмотром кратко раскройте содер-жание сюжета, поставьте цель просмотра – заполнить таблицу, указать значе-ние слова, записать дату события, зафиксировать причины события или поло-жительные и отрицательные черты явлений/событий; нацелить на выполне-ние заданий практической работы или тестового задания.

Прием 2. Задавайте вопросы - во время демонстрации видеофильма полезно останавливать показ и задавать вопросы, акцентирующие внимание обучаю-щихся на тех местах в сюжете, которые вызывают эмоциональный отклик или оказались недостаточно ясными - «Как поняли? Почему? К каким по-следствиям могло привести?» и т. д.

Прием 3. Слушание/Чтение с карандашом в руке - можно предложить обучающимся делать записи прямо в тетради по ходу услышанного/ увиден-ного («Выпишите важные мысли или непонятные слова»).

Прием 4. Выясняйте понимание незнакомых слов сразу же - значение не-которых слов можно понять из контекста, а некоторых - только со словарем. В любом случае, нельзя оставлять не проясненными значения незнакомых для обучающихся слов или важнейших понятий изучаемой темы. Если у студен-тов не получается выявить значение из контекста, то можно предложить им внимательно посмотреть на его состав. Корень, приставка, суффикс - эти ча-сти слова тоже несут информацию. Если ни иллюстративный материал, ни контекст, ни разбор слова по составу ни о чем не говорит обучающимся, то тогда на помощь нужно призвать словарь (Глоссарий, который необходимо подготовить заранее, отдельным демонстрационным слайдом.

Прием 5. Составление графических схем по ходу услышанно-го/увиденного/прочитанного - составление графических схем может суще-ственно улучшить понимание услышанного/увиденного/прочитанного и спо-собствовать его запоминанию. Ведь чтобы составить такую карту, нужно определить основные идеи, от которых в дальнейшем будут выстраиваться следующие блоки схемы. Таким образом, сочетание видеоряда с прочитан-ным текстом лекции к нему будет способствовать более глубокому понима-нию и осмыслению изучаемого материала, выявлению нюансов, на которые обучающиеся не обращали внимания при поверхностном знакомстве с тек-стом. «Минус» данного приема работы в том, что в условиях дистанционного образования преподавателю практически невозможно проконтролировать работу студентов и дать моментальную оценку выполненного задания. Еще одно условие, при котором возможно использование этого приема – студенты уже должны в совершенстве самостоятельно владеть этим инструментом, уметь переводить текст в различные форматы.

Прием 6. Предложить пересказ только что услышанного/ увиденного/ прочитанного - это очень эффективный прием для понимания изученного материала. Чтобы обучающиеся лучше смогли понять и запомнить прочитан-ное, нужно предложить им примерить на себя роль Учителя, объясняющего новый материал студентам/ слушателям, незнакомым с данной темой (воз-можны различные вариации ситуаций) .

Вывод.

Все эти стратегии (их перечень, кстати, еще не полный) для развития навыка функционального чтения идеально работают в совокупности. Да, они отни-мают время, да, требуют большей вовлеченности со стороны преподавателя, но ведь и цель свою с их помощью становится легче достичь.

Использованные источники

1. Логвина И. А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых : книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов

Публикации по теме:

Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обученияПрименение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал - это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».

«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР "Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения" разновозрастная группа ЗПР. (отчет из опыта работы в условиях дистанционного.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Конспект ООД по пластилинографии «Рыбки в аквариуме» в средней группе в условиях дистанционного обучения Программное содержание:уточнить и расширить знания детей об аквариумных рыбках, о их многообразии, продолжать учить создавать выразительный.

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5–6 лет в условиях дистанционного домашнего обучения Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5-6 лет в условиях домашнего обучения. Подготовила Самарина Е. И. ГБОУ.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

План работы факультатива по экологии «Я и мир» в начальных классах коррекционной школы в условиях дистанционного обучения 1-2 классы. 1 неделя Перелётные птицы 1. Рекомендации для родителей «Перелётные птицы» 2. Видео-урок «Перелетные птицы — Шишкина школа».

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияРисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно - образное мышление. Для штриховки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков функционального чтения в условиях дистанционного обучения
Опубликовано: 13 июня 2023 в 03:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД