Получи документы

Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста

Инна Семаева
Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Чувства отражают значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Они носят личностный характер, связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

Публикация «Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Отечественные ученые Л. А. Венгер и В. С. Мухина утверждают, что эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха. Эмоции имеют и специальную функцию – выступают средством общения. Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства.

Актуальность данной темы заключается в то, что чувства – есть выражение отношения человека к кому-либо и чему-либо. Так как чувства приобретаются в процессе индивидуальной жизни в обществе, то с самого рождения ребёнок познает их, наблюдая за проявлениями эмоций и чувств взрослых людей и подражая им. Дошкольный возраст – это период жизни, когда приобретаются необходимые им знания и умения. Именно он наиболее благоприятный период для развития эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте дети учатся различать чувства, понимать свои и чувства других, так же учатся их выражать. Поэтому если упустить этот период, то ребенок не сможет успешно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с людьми. В познании чувств ребенку помогают взрослые, его близкие, родные, воспитатели. Трудности становления эмоциональной сферы заключаются в том, что детям очень трудно контролировать свои чувства, так как возбуждение преобладает над торможением, волевая сфера слабо развита, и не способна управлять эмоциями. Эмоции захлестывают интеллектуальную сферу и затрудняют успешное достижение поставленных целей во всех видах детской деятельности: учебной, трудовой, продуктивной.

Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием,то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.

На развитие эмоциональной сферы ребенка влияют такие факторы, как биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия. Психическое развитие протекает в условиях непрерывного органического взросления, на протяжении детства происходит созревание организма ребенка вообще и его мозга в частности. Это создает различные возможности для психической деятельности ребенка на разных возрастных этапах.

Помимо природных свойств и хода их созревания, на протяжении онтогенеза существуют и индивидуальные различия в задатках, обусловленных генотипом. Признавая значение природных особенностей человека, следует подчеркнуть, что они являются лишь условиями, предпосылками, но не движущими причинами психического развития ребенка. Ни одно из специфических для человека психических качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий) не может возникнуть путем созревания органических задатков. Для этого требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания.

Таким образом, на эмоциональное развитие дошкольников оказывают влияние и биологические и социальные факторы. Хотя ребенок и появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития в целом и для эмоционального в частности. Решающую роль в развитии эмоциональной сферы детей играют социальная микросреда, в первую очередь семья; собственная активность ребенка в различных видах деятельности, таких как игра, драматизация, занятия музыкой, посильный труд; общение; воспитательное воздействие.

Публикации по теме:

Основы безопасности детей дошкольного возраста Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагога ДОУ, родителей,.

Консультация педагога-психолога «Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников» Консультация педагога-психолога МКДОУ №3 Сидоренко В. И. для педагогов ДОО Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников.

Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная.

Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста. ОСНOВЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Особенности проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста Среди детей.

Получение положительных эмоций у детей дошкольного возрастаПолучение положительных эмоций у детей дошкольного возраста Цель -получение положительных эмоций. Эмоции и развитие ребенка тесно связаны. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека,.

Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.

Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем.

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Как определяется.

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития» Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи,.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития ребенка и направлено на формирование памяти, восприятия, внимания, мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 19:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД