Папки-передвижки

Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм

Татьяна Макаренкова
Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм

Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22

«БАБОЧКА» г. Смоленск

Принята Утверждаю

На педагогическом совете Заведующий МБДОУ

Протокол №1 6.07.2020г. Поверенкова Л. И.

Приказ от 6.07.2020

№143/1

Программа

«Взаимодействие с семьями детей по экологическому

воспитанию с использованием интерактивных форм»

Публикация «Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм» размещена в разделах

2020 – 2021 учебный год

Воспитатель :

Макаренкова Татьяна Владимировна

СМОЛЕНСК 2020

Пояснительная записка.

Актуальность:

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детстве,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний

малыш»

В. А. Сухомлинский

Самая близкая, значимая для ребёнка среда - это семья! В ней он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Наиболее эффективно нравственное воспитание, формирование эмоциональных связей, между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Первой ступенькой экологического образования являются дошкольные образовательные учреждения. Именно в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Но воспитание правильного отношения к природе, умения обращаться с живыми объектами природы может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.

Именно поэтому нас заинтересовало в экологическом воспитании дошкольников направление налаживания взаимодействия с родителями.

Метод проекта был выбран потому, что он позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Цель:

Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросе экологического воспитания дошкольников. Формирование экологической компетентности родителей в деле воспитания у детей экологической культуры.

Задачи:

Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей.

Создать условия в группе для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользования.

Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.

Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.

Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детейчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Для определения содержания проекта, выполнению принципов мы проводим анализ сложившейся ситуации.

Анализ ситуации

Благоприятные факторы:

-повышение уровня экологической образованности детей;

-активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;

-разнообразие досуга в группе.

Неблагоприятные факторы:

- потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;

- молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;

- ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых. Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе.

Анализ внутренней среды:

Благоприятные факторы

Наличие программ и технологий:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой, 2005 г., «Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Предметно – пространственная среда:

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: календарь природы, иллюстрации, фотографии, картины, (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

Неблагоприятные факторы

Слабые знания детьми правил поведения в природе.

Неспособность предусмотреть последствия своих действий.

Слабые экологические знания и отсутствие педагогического опыта у родителей воспитанников.

Требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Ведущая роль принадлежит не только воспитателю, но и родителям.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Мы используем метод проекта, в котором мы предлагаем в течении месяца несколько мероприятий с участием родителей. Родители могут помочь воспитателю в формировании экологических знаний, умений у их детей. Одновременно повышая свою компетенцию в экологических проблемах.

Средства реализации программы:

Информационное сотрудничество :

Беседы.

Консультации и сообщения о важности данной проблемы.

Создание фотовыставок с экологическим содержанием.

Создание лэпбуков по экологии «Экология», «Осень – дивная пора» и папок – передвижек.

Презентации.

Анкетирование родителей по поводу экологической грамотности семьи.

Совместная деятельность:

Родительская встреча «Что такое экология технология лэпбук.

Субботники.

Акции.

Озеленение участка, пополнение уголка природы, коллекций природного материала.

Ожидаемые результаты:

Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.

Содержание:

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Формулирование цели и задач проекта.

Подбор и разработка методической литературы.

Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по заявленной теме.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте.

Разработка перспективного плана работы.

Проведение мероприятий согласно плану.

Содержание работы:

Для эффективности решения поставленных задач мы в практике работы с родителями стараемся использовать разнообразные интерактивные формы, инновационные технологии.

Для детей в группе постоянно совершенствуем развивающую среды, создание новых пособий:

- макет «Лес»

- сборник экологических сказок

- уголок экспериментирования

- уголок «Времена года»

Родительская встреча «Что такое экология с использованием технологии лэпбук.

Цель: Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте. Познакомить родителей с точным определением термина «экология». Рассказать о природе города Смоленска, об экологических проблемах.

Проводится анкетирование по вопросам экологии, с целью выяснение знаний у родителей и определение перспектив дальнейшего взаимодействия.

Приложение 1.

Презентация «Лэпбук, как интерактивная форма взаимодействия взрослых и детей». Лэпбук «Экология».

Цель: рассказать родителям о технологии создания лэпбука, о его значении в экологическом воспитании детей.

Задачи: в красочной и наглядной форме, в виде лэпбука, показать родителям какие игры и задания можно использовать дома для формирования и закрепления экологических знаний у их детей.

Приложение 2.

Изготовление фото – стенда «Природа нашего города Смоленска»

Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Вызывать эмоциональный настрой, создавать хорошее настроение, чувство гордости за свой родной край.

Приложение 3.

Создание буклетов для родителей «Игры для детей в кругу семьи экологической направленности

Цель: познакомить родителей с разнообразными играми экологической направленности.

Приложение. Организация выставки работ из природного материала «Осенние фантазии»

Задачи: способствовать более тесному контакту между родителями и детьми при совместной деятельности. Расширять кругозор детей, способствовать закреплению знаний о природе. Развивать фантазию и творчество посредством природы.

Акция «Наш город должен быть чистым!»

Провести консультацию «Наш город должен быть чистым!»

Задачи: донести до родителей, насколько важна проблема загрязнения окружающей среды в нашем городе. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.

Приложение 1. Акция

Рекламные листовки.

Задачи: создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Как организовать раздельный сбор мусора?» и т. п.

Приложение2. Акция

Памятки «Куда деть мусор?» «Мусор-проблема №1».

Задачи: создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» Информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

Приложение3. Акция

Оценка результатов (предполагаемая).

Дети:

- познакомились с новой системой ценностей по взаимоотношению с природой;

- начало формироваться осознание важности природоохранных мероприятий;

- повысилось ответственное отношение к природоохранным заданиям;

- начала проявляться инициатива, активность, самостоятельность в экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры.

Педагоги:

- личностный и профессиональный рост; самореализация;

- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

Диагностика родительской компетентности в вопросах экологии

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.

1. Знаете ли Вы, что такое экология? Дайте своё определение этому понятию

2. Считаете ли Вы необходимым формировать экологические представления уже с дошкольного возраста?

3. Обучаете ли Вы своего ребёнка правильному взаимодействию с природой

4. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

5. Есть ли комнатные растения? Какие?

6. Кто ухаживает за животными или растениями?

7. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает?

8. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

9. С какой целью?

10. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

11. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?

12. Готовы ли Вы принять участие в этих мероприятиях?

13. В каких природоохранных акциях Вы могли оказать помощь детскому саду («Поможем крылатым докторам», «Войди в природу другом»; «Планета без мусора»; «Берегите воду» и других - предложите свою тематику)

14. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

В анкетировании приняли участие 19 родителей из 30 в начале года и в конце. В начале года большинство родителей могли приблизительно сказать, что такое экология и составило 47% К концу года уровень знаний увеличился и стал уже 74%. Родители имеют в семье домашних животных, приобщают к уходу за ними, это более 80%. Большинство родителей обладают низким уровнем экологической компетенции на начало года 46%, к концу года компетентность повышается, незначительно, на 12% и составляет58%. Родители желают оказывать посильную помощь воспитателям в экологическом воспитании своих детей, и сами приобретают новые экологические знания.

Литература:

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М. : Издательский центр «Академик», 2001.

2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом – М. : Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.

3. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2007.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду – М. : Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.

5. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно – научных представлений экологической культуры детей – М. : Творческий центр «Сфера», Москва, 2009.

6. Глебова С. В. Детский сад-семья : аспекты взаимодействия – М. : ТЦ «Учитель», Воронеж.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию с использованием пластилина «Сезонное дерево» к 300-летию КузбассаДидактическая игра по экологическому воспитанию с использованием пластилина «Сезонное дерево» к 300-летию Кузбасса Цели и задачи: - формировать умение работать с пластилином. - развивать творческую самостоятельность; - учить прикреплять пластилин на.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной картыКонспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной карты Конспект НОД по экологическому воспитанию с использованием ментальной карты. Тема: насекомые. Цель: Расширять и закреплять знания детей.

Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде»Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде" Цель занятия: Создать комплекс условий,.

Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм»Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для педагогов «Использование интерактивных инновационных форм работы с детьми по ПДД»Консультация для педагогов «Использование интерактивных инновационных форм работы с детьми по ПДД» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может себя.

НОД по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования с использованием ИКТ «Путешествие Капельки» Цель:Рассказать о значении воды в нашей жизни,показать где, в каком виде существует вода,дать детям первое,элементарное представление о.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 09:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД