МААМ-картинки

Консультация для родителей «Своевременное осуществление коррекционно-педагогической помощи»

Александр Владимирович Гришин
Консультация для родителей «Своевременное осуществление коррекционно-педагогической помощи»

Своевременное обращение родителей к коррекционному педагогу изменит дальнейшую жизнь ребенка и возвращения в социум

В настоящее время происходит заметное снижение здоровья детской популяции россиян. Сегодня у многих школьников процесс

личностного развития отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и педагогического характера, которые снижают результативность образовательной деятельности и усугубляют проблему социальной и социально-психологической дезадаптации ребенка. Отсутствие или несвоевременное осуществление специальной коррекционно-педагогической помощи приводит к серьезным и даже необратимым последствиям.

Публикация «Консультация для родителей „Своевременное осуществление коррекционно-педагогической помощи“» размещена в разделах

В настоящее время возможности для оказания своевременной и

эффективной коррекционной помощи таким детям весьма ограничены. Сложившаяся практика подготовки специалистов в области

образования не в полной мере отвечает современным реалиям.

Почти все педагогические концепции ориентированы на здоровый

контингент, рассматривая здоровье лишь с точки зрения его физической составляющей, игнорируя при этом социальные, психологические, психофизические аспекты дисфункционирования личности.

Традиционно сложившаяся система предполагает обучение детей с

отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создающих благоприятные условия для развития и коррекции нарушений у детей данной категории. Но

удаленность и обособленность большинства специальных учреждений от населенных пунктов создает ситуацию "отрыва" ребенка

от семьи и родного поселка, нарушает процесс последующей адаптации и социализации ребенка, отрицательно влияет на развитие

его коммуникативных навыков, социокультурной активности.

В этой связи педагогически перспективной и морально оправданной является интеграционная парадигма, предполагающая организацию единого образовательного пространства для детей с различными стадиями девиаций, создающая "социальную ситуацию развития" (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, более благоприятные условия интегрированного обучения, требующая от ребенка и его окружения значительных усилий, но предоставляющая большие возможности в самореализации. От решения проблемы интеграции во многом зависит судьба детей, которые смогут входить в жизнь полноправными членами общества, способными самостоятельно решать проблемы саморазвития, самосовершенствования.

Современное понимание целей, задач, приоритетных подходов к

специальному образованию и к проблеме интеграции определяет

необходимость переосмысления условий образования детей с отклонениями в развитии в российской провинции, особенно в сельской местности, а в этой связи - системы подготовки учителей

начальной школы и учителей-предметников.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, проводившего многочисленные исследования в области интегрированного обучения, известно, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные учреждения располагают школы комбинированного типа, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы. Каждое подобное учреждение может специализироваться на интегрированном обучении детей с определенным отклонением в развитии. Педагогическая интеграция является стратегической линией развития специального образования. Сегодня нельзя уходить от пересмотра и переосмысления взаимоотношений общеобразовательного процесса и специального образования.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации

педагогических кадров, задействованных в организации и осуществлении интегрированного обучения детей с отклонениями в

развитии в условиях общеобразовательной школы. Коррекционно-педагогическая практика имеет богатый исторический опыт, который

охватывает не только отрасли специальных дефектологических знаний в области сурдопедагогики, воспитания и обучения умственно отсталых детей, но и воспитания трудновоспитуемых детей, подготовку педагогических кадров к работе с девиантными подростками в образовательных учреждениях.

В дефектологической науке, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонения в развитии и поведении, имеется четыре самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: медико-клинический, психологический, педагогический и социологический, которые в истории дефектологии то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему. Медико-клинический аспект раскрывает вопросы этиологии дефекта, его анатомофизиологические нарушения и симптомы, исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации.

Психологический аспект устанавливает картину психических аномалий, раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями, определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.

Педагогический аспект рассматривает проблемы дефекта с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе, определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.

Социологический аспект анализирует проблему с точки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости ее от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияния на нее характера и условий развития общества. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. Если физические недостатки человека, увечья или другие аномалии были зримо различимы, то интеллектуальная недостаточность, отклонения в умственном развитии проявлялись на более поздних этапах жизнедеятельности человека. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. Причем палитра отношений располагалась от нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.. Российская история коррекционной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт. В то же время в истории развития теории и практики коррекционной педагогической деятельности в России мы имеем некоторое своеобразие, отличительные особенности.

Глубокое проникновение религии в жизнь и быт русского народа, специфика российского национального менталитета придают работе с аномальными детьми гуманистическую направленность, построенную на сострадании, милосердии, защите убогих и юродивых. Крестьянская природа Российского государства отражается в общинности в принятии решения по сложным проблемам, в преодолении жизненных трудностей "всем миром сообща". Различные общественные движения в России во второй половине XIX в. формируют в среде интеллигенции подвижников, людей, увлеченных идеей помощи страждущим и обездоленным.

Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси нашла свое место как в традициях и жизнедеятельности простого народа, так и в официальных действиях церкви и государственной власти. В Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем, вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых. В XI в. Киево-Печерская лавра становится прибежищем для калек и слабоумных, то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси.

В начале XII в. киевский князь Владимир Мономах в поучении своим детям ("Поучение князя Владимира Мономаха своим детям") указывал: "Всего паче убогих не забывайте, но елико могуше по силе кормите о подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погубить человека". На Руси, так же как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда их становилось особенно много (после войн, экологических катастроф, передвижение их пытались ограничить. Для них при монастырях открывали

богадельни, первые учреждения общественного призрения. В "Стоглавый судебник" (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, "кои одержимы бесом и лишены разума". Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были "пугалом для здоровых". В начале XVIII в. Петром I

был разработан указ о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться ненормальные заброшенные дети. Но ему не дано было осуществиться. Зато Петр I вынужден был принять меры против направления в монастыри под видом "дураков" детей бояр, которые хотели спасти своих детей от государственной службы. Петр I повелел считать "дураками" только тех, кто "отповеди учинить не могут, не годятся ни в какую службу и науку; недвижимое к пустому приводят, беспутство расточают". Им было запрещено жениться и наследовать имущество. Новое время потребовало изменения взглядов на природу и сущность аномального

детства, на задачи и содержание деятельности специальных образовательных учреждений, потребовался и новый подход к теории и практике изучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделать психологу - экспериментатору Льву Семеновичу Выготскому (1896-1934, который сумел разобраться в теоретическом хаосе специальной педагогики того времени, выделить самое важное и существенное в природе дефективности, определить социальную значимость помощи аномальным детям в нашей стране. И хотя этот новый этап в развитии дефектологии был подготовлен всей предыдущей деятельностью отечественных врачей, педагогов,

психологов, личная заслуга Л. С. Выготского несомненна.

Идея интеграции, взаимосвязи общих и специальных психолого-педагогических вопросов проходит через все творчество ученого. Им были выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка: закон развития высших психических функций, закон неравномерности детского развития, закон метаморфозы в детском развитии и др. Он выдвинул идею своеобразия развития личности аномального ребенка, которая формируется, как и у обычного ребенка, в процессе взаимодействия биологического, социального и педагогического факторов.

Л. С. Выготским были разработаны и научно обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка. В противовес лечебной педагогике, которая тогда опиралась на "психологическую ортопедию" и "сенсорное воспитание", он разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.

Выготский разработал учение о первичности и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единства интеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационную основу и в абстрактных условиях развиваться не может. Он сформулировал понятие "зона ближайшего и актуального

развития ребенка", выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития.

Им активно разрабатывалась мысль о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка. Исходной точкой в коррекционно-педагогической работе с аномальными детьми он считал сохранное, наименее подвергшееся аномалии или не затронутое ею состояние организма ребенка. С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком, - утверждал Л. С. Выготский.

В последние годы проблема коррекционной педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу были посвящены исследования психолога Л. С. Славиной (начало 60-х годов). Проблема дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой психического развития послужила предметом глубоких научных исследований Т. А. Власовой. Сегодня в связи с функционированием в общеобразовательных

школах классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержания обучения и характере воспитания учащихся этих классов (Г. Ф. Кумарина).

Таким образом, коррекционная педагогика наряду с сугубо дефектологическими проблемами, связанными с ярко выраженными аномалиями и дефектами, все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики. Необходимо заметить, что нарушения психомоторного развития у детей могут быть стойкими (возникают при органических повреждениях мозга) либо обратимыми (возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации). Как правило, обратимые нарушения проявляются в раннем возрасте в форме отставания развития моторики и речи. Однако при своевременном проведении лечебно-коррекционных мероприятий такие нарушения можно полностью преодолеть.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Своевременное осуществление коррекционно-педагогической помощи»
Опубликовано: 20 мая 2024 в 08:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Своевременное осуществление коррекционно-педагогической помощи»» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД