Лучший педагог года

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Елена Бочкарева
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Е. М. Бочкарева, музыкальный руководитель

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образова

ния[/b]

Публикация «Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Целью основной образовательной программы, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка активного слушания

музыкальных произведений и инициация самостоятельной музыкальной активности. Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства;

– формирование элементарных представлений о видах музыкального искус-ства;

– реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. Результатом освоения ФАОП программы в образовательной области «Музыка»

следует считать:

• сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

• умение передавать выразительные музыкальные образы;

воспринимать и передавать в пении, движении основные средства вырази-тельности музыкальных произведений;

• сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

• умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные им-провизации;

• проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах му-зыкальной деятельности.

Образовательная область «Музыка» органично проникает во все другие обра-зовательные области и оказывает всестороннее гармоничное развитие детей.

Вместе с тем учет принципов коррекционной педагогики необходим для организации музыкального воспитания, не противоречащего здоро-вьесберегающей педагогике :

- структурно-системный принцип, согласно которому дефект рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального одновременного воз-действия на всю систему, а не последовательно-изолированно на каж-дый ее элемент;

-принцип комплексности предполагает комплексное совместное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;

-принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной психической недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение;

-принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы, независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров – ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы. Реализуя принцип концентризма, дефектолог и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях;

-цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает :

1) высокую мотивированность речевого общения;

2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому;

-принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному и от известного к неизвестному.

-принцип коммуникативности. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация;

-принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала (фонетического, лексического, грамматического, ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно-развивающего обучения;

-принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания;

-принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства формирующейся личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка;

-принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности, а также аудивизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр. ;

-принцип сознательности обеспечивается формированием чувства языка и языковых обобщений;

-принцип активности, обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного развития, воспитывая чувства человека и формируя его вкусы. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации, обусловленных несформированностью духовных и нравственных ценностей. Музыкальное воспитание детей в условиях инклюзивной группы необходимо организовать таким образом, чтобы решать не только общеобразовательные задачи, но и осуществлять необходимую для этих детей коррекцию.

Содержание адаптированной основной образовательной программы (ФАОП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности : пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании и реализуется в разных формах с помощью специальных коррекционных технологий обучения.

Задачи раздела «Восприятие»

•ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

•развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

•развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

•формирование музыкального вкуса;

•развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи раздела «Пение»

•формирование у детей певческих умений и навыков;

•обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

•развитие музыкального слуха : различение интонационно точно-го и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

•развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Задачи раздела «Музыкально-ритмическое движение»

•развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического

чувства и в связи с этим ритмичности движений;

•обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

•обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

•развитие художественно-творческих способностей.

Задачи раздела «Музицирование»

•совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;

•развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

•знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

Задачи раздела «Творчество» : песенное, музыкальноигровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах

•развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

•способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

•развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

При создании ФАОП необходимо решать не только общеразвивающие, но и в обязательном порядке коррекционные задачи:

•обогащать эмотивный словарь детей и учить их не только рефлексировать, но и учить вербально передавать свои чувства, настроения и переживания;

•учить детей просодическим навыкам речи, интонированию и голосоведению через элементарную певческую деятельность; развивать чувство ритма, серийность движений;

• учить выразительности движений и инициировать детей к самовыражению чрез создание музыкальных двигательных образов в играх и драмматизациях;

• расширять опыт владения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и др.);

Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих про-граммах музыкального руководителя во всех разделах программы.

Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности (СОД).

В группах для детей трех-четырех лет имеет особое значение взаимодействие коррекционного педагога, музыкального руководителя и воспитателей. Необходимо отметить, что при интеграции детей с выраженными нарушениями коррекционный педагог выступает в роли тьютора на занятии, поскольку у детей значительное отставание в познавательной и моторной деятельности. Коррекционный педагог помогает в: работе с неречевыми (музыкальными) звуками; формировании у детей сосредоточения на звуке; упражнениях на определение местонахождения источника звука; обучении сравнению контрастных и близких по звучанию музыкальных звуков, - не отвлекая при этом всех остальных детей группы.

Музыкальная, физкультурная и коррекционная НОД имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержания двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Для детей с ОВЗ в этом возрасте особое значение имеют упражнения по развитию движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с посте-пенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Эти упражнения целесообразно проводить с использованием музыки : в режимных моментах, гимнастиках, физкультурных и динамических паузах.

Музыкальное воспитание детей на старшего возраста направлено на формирование у них способности эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развитие слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового, привлечение их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Большое внимание в этом возрасте уделяется самостоятельной деятельности детей в цен-трах музыкальной активности : обучению играм с музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями. Согласно плану рабочей программы музыкальный руководитель ежемесячно обновляет музыкальную предметно-развивающую среду в каждой группе: добавляя аудио материал для слушания и рисования, новые дидактические игры, задания для музыкального творчества. Музыка, рекомендованная для прослушивания может, использоваться специалистами в НОД во время рисования, в словесных, подвижных, театрализованных играх. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это позволяет не только вызывать у детей положительные эмоции, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком, звуком и словом и т. п.

Список литературы

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным програм-мам дошкольного образования : приказ Минобрнауки РФ № 1014 от 30.08.2013 г.

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.

3. Об образовании в Российской федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 18 октября 2023 в 17:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД