Лучший педагог года

Методические рекомендации «Игра — не забава» для родителей по игровой деятельности детей раннего возраста

Лариса Горбунова
Методические рекомендации «Игра — не забава» для родителей по игровой деятельности детей раннего возраста

 Игра - не забава,  а длительный и плодотворный процесс обучения детей раннего возраста. Все свои знания они получают в игровой деятельности, но, в ходе обсуждения этой проблемы, необходимо сделать акцент на то, что взрослому лучше не вмешиваться, не управлять и не руководить играми детей, его дело – создать условия для того, чтобы игра началась и развернулась.

Рекомендации родителям :

Публикация «Методические рекомендации „Игра — не забава“ для родителей по игровой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах

1. Исходя из материальных возможностей семьи, приобрести для своего ребенка игры и игрушки по возрасту, нужные в данный момент, а не накапливать их в доме без разбора

2. Согласовать с ребенком место, где будут храниться и убираться игрушки.

3. Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций («праздновать результат»).

4. Вспомнить, как вы сами играли в детстве и поделиться с ребенком своим опытом.

5. Наблюдать за играми ребенка дома и делиться по желанию о них с воспитателями.

6. Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности.

7. Тактично, но ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды.

8. Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре.

9. По окончании игры выразить свое удовлетворение и высказать надежду на то, что в следующий раз ребенок пригласит вас еще раз.

        Существуют 4 этапа создания игровой деятельности :

1. Игра ознакомительная (ребенок рассматривает игрушку, может постучать, взять в рот и т. д.).

2. Игра – отобразительная  (ребенок начинает отображать ваши действия).

3. Игра сюжетно-отобразительная  (ребенок отображает действия взрослого, но с несложным сюжетом, с атрибутами и без, напр. «готовка обеда»).

4. Сюжетные игры: «Комната куклы Кати», «Доктор», «Парикмахерская» и т. д.

Взрослые знают, что дети любят играть и стараются покупать  им игрушки, но не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей. Так, например, еще Н. К. Крупская писала: «Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных». В отличие от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения, отдыха, для ребенка она является средством познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, затем с детским садом, и окружающим его миром.

Ребенок знакомиться со свойствами и качествами окружающих его предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно-следственные связи. В эти годы (с 2-х до 3-х лет) малыша интересует всё : вещи, явления, люди, их отношения.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое, строить, перестраивать. Воспитательная ценность игры в том и состоит, что она является самостоятельной деятельностью ребенка; он сам ставит цель, задумывает тему, выбирает друзей для совместной игры, подбирает игрушки. В игре идет отображение ребенком стиля и способа жизни родителей, других взрослых в семье и детском саду, их речи, поведения. Семья и её окружение  – первая нравственная школа для ребенка. И «установки» этой школы становятся содержанием первых игр детей. (Маленький мальчик ласково разговаривает со своим мишкой, спокойно кормит его; другой кричит на него, шлепает). С расширением кругозора ребенка, обогащается и содержание его игр. Например, с поступлением в детский сад малыши начинают дома играть в детский сад : с куклами, плюшевыми игрушками, проводит с ними подвижные игры, музыкальные, физкультурные занятия. Игра как самостоятельная детская деятельность не появляется сама собой.

Формирование её идет постепенно, по мере роста и развития ребенка, приобретения им самостоятельности, игрового опыта, расширения знаний об окружающем. На 3-ем году жизни не все дети в одинаковой мере умеют играть, применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры одиночные, непродолжительные.

В играх с куклой ребенок выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же типа, что проделывает с ним мама: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Эти действия ребенок повторяет неоднократно. Малыш возит купленную машину взад-вперед по полу, перевозит игрушки, гудит. Небольшой жизненный опыт ребенка истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет еще самостоятельно применять в играх. Опыт использования их в игре малыши приобретают в совместных игровых действиях с взрослыми, которые показывают, как применить одну и ту же игрушку по-разному в различных играх. Например, мишка может быть «сыном» в игре в дочки-матери», зрителем в игре в «театр», пассажиром в игре в «транспорт», покупателем в игре в «магазин». Предложение взрослого не просто построить дом, а такой, в котором будет «жить определенная кукла, вызывает необходимость подбирать детали по размеру, сравнивать их между собой, с размерами куклы. То же самое приходиться делать, чтобы построить стол, за которым можно угостить чаем всех кукол, или сделать гаражи для разных машин.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют место и время для игр детей. Особое внимание нужно обратить на то, что играть можно вместе, не затрачивая на это дополнительное время: в процессе прогулки, сервировки стола, уборки квартиры. Игрушке в игре отводится особое место. Поэтому особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту (показать игровые уголки в группе).

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребенка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и ее педагогической ценностью. Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных,  предметы домашнего обихода (посуда, мебель, моторные, двигательные, конструктивные, строительные, дидактические (обучающие) : матрёшки, башенки, мозаики и т. д. Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее его игры.

Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшает детской игры, наоборот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно относиться к игрушкам. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам и девочкам.

В течение 3-го года жизни у детей постоянно посещающих детский сад появляется потребность играть вместе. В семье, особенно если ребенок растет один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образными игрушками, которые выступают его своеобразными партнерами: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, обучает тому, что узнает сам, переносит усвоенные им правила поведения на отношения с игрушкой. Нередко такие дети особенно привязываются к той или иной игрушке. Любимые игрушки обычно имеют свое имя, постоянное место в игровом хозяйстве. Игры с образными игрушками способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости к окружающим: взрослым и детям.

Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе со взрослыми, дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узора из мозаики, подбору парных картинок (несложные лото, занимательная коробка); последовательному нанизыванию колец башенки (пирамидки разные по форме, цвету). У нас в группе есть дидактический стол для обучения детей  форме, величине, цвету. В играх этого типа формируется чувственный опыт детей : развивается речь, память, внимание, тренируется мелкая моторика пальцев рук, дисциплинированность, формируется опыт совместной игры. Затем воспитатель обращает внимание родителей на необходимость поддерживать порядок в игровом уголке дома. Обратить внимание тех, у кого дома есть книжный уголок; как в нем хранятся книги, какие книги имеются, как читаются, что кроме книг имеется дома для  чтения (настольные сказки, иллюстрации к сказкам, варежковый или пальчиковый театр, что удобно для инсценировок любимых художественных произведений).

Одно из важных  положений дошкольной педагогики - о связи игры с трудом, поэтому с ранних лет надо приучать детей к наведению порядка в игровом уголке. Но маленькие дети наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применять игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивания или требования взрослых. Например, «Давай с тобой играть в «магазин». Возьмем корзину, ты будешь продавец. Я буду называть игрушки, а ты клади их в корзину и продавай их мне. Я унесу их к себе домой и т. п. (сложить на месте в игровом уголке).

Поэтому сделаем вывод, чем больше мы играем с детьми, тем лучше, чище духовно и нравственно мы воспитываем своих детей в семье и в детском саду.                

     

Публикации по теме:

Самообразование «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» Самообразование по теме «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» Воспитатель групп раннего возраста И. И. Махлай.

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми» Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет.

Методические рекомендации для родителей по развитию предметных действий у детей раннего возраста Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию! В дошкольной педагогике.

Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста Консультация для воспитателей Тема:«Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста» Воспитатель:.

Методические рекомендации воспитателям. Дидактические игры формирующие культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста Методические рекомендации для воспитателей Подборка дидактических игр на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Педагогические рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей в условиях семьи Что такое игра? С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни. С точки зрения специалиста, игра — это.

Рекомендации для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности» в группе раннего возраста Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин: одна из причин - ранний возраст - это период.

Семинар-практикум для родителей раннего возраста «Игра-забава» Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме.

Совместный игровой сеанс для родителей и детей раннего возраста как форма психолого-педагогического сопровождения родителей В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Игра — не забава» для родителей по игровой деятельности детей раннего возраста
Опубликовано: 15 мая 2019 в 19:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД