Получи документы

Методическая разработка «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ»

Алина Журавлева
Методическая разработка «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ»

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

Л. С. Выготский

В настоящее время необходимым условием реализации ФГОС становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Отклонения в речевом развитии часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедным содержанием коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

Публикация «Методическая разработка „Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ“» размещена в разделах

У детей, имеющие нарушения в речи, при нормальном интеллекте, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: минимальный объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, низкий уровень развития психических процессов, снижение уровня обобщения, у них затруднена связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, замкнутость раздражительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы.

Совместное сотрудничество проходит по пяти направлениям:

Направление 1. Диагностическая работа

Цель работы — своевременно выявить детей с нарушениями речи и связанными с ними психологическими проблемами, определить стороны развития, которые требуют особого внимания.

Содержание работы:

• подобрать психолого-логопедические методики;

• провести комплексное обследование детей — определить уровень речевого и психического развития, факторы риска;

• составить психологическую характеристику каждого ребенка, указать его сильные и слабые стороны;

• провести промежуточную и итоговую диагностику психического и речевого развития детей.

Направление 2. Коррекционно-развивающая работа

Цели — устранить отклонения в речевом и психическом развитии детей, оказать помощь в освоении образовательной программы, создать условия для успешной адаптации и социализации личности ребенка.

Содержание работы:

разработать интегрированный план работы на год с учетом результатов комплексной диагностики;

• составить индивидуальный план каждого занятия с учетом нюансов взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка;

провести:

-коррекционно-развивающие занятия по развитию речи, постановке и автоматизации звуков, по развитию познавательной и личностно-эмоциональной сфер.

Направление 3. Консультативная работа

Цели — оказать помощь воспитателям и родителям в вопросах воспитания и образования ребенка с нарушениями речи и его психического развития; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.

Содержание работы:

• провести консультации родителей и воспитателей (индивидуальные, групповые, по запросам) по проблемам речевого и психического развития детей;

разработать рекомендации с учетом речевых и психологических особенностей ребенка, результатов комплексной диагностики, динамики результатов коррекционно-развивающей работы;

• информировать друг друга — например, учитель-логопед информирует педагога-психолога об особенностях нарушений при дизартрии, педагог-психолог информирует учителя-логопеда о психологических проблемах детей с таким диагнозом и приемах работы с ними.

Направление 4. Просветительская работа

Цели — повысить профессиональную компетентность воспитателей и педагогическую компетентность родителей; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.

Содержание работы:

• информировать об особенностях развития ребенка в конкретный период, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы; на семинарах, тренингах, мастер-классах учить воспитателей и родителей способам и приемам взаимодействия с детьми;

• проанализировать субъект-субъектные отношения в семье — для профилактики речевых нарушений;

• оформить информационно-методические выставки, уголки;

• посетить открытые занятия.

Направление 5. Аналитическая работа

Цель — отследить результаты совместной коррекционно-развивающей работы.

Содержание работы:

• определить критерии эффективности коррекционно-развивающей работы;

• проанализировать динамику развития ребенка;

• определить положительные и отрицательные стороны взаимодействия.

Задачи участников психолого-логопедического сопровождения

Задачи учителя-логопеда :

• обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;

• организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;

• проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;

• информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;

• скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи педагога-психолога :

• создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;

• развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;

• совершенствовать мелкую моторику;

• развить зрительно-моторную координацию;

• развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;

• активизировать отработанную лексику;

• снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;

• обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;

• повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.

Взаимодействие принесет результаты, если вы:

• совместно планируете работу и четко определяете задачи;

• реализуете преемственность в работе и соблюдаете единство требований к детям.

Общие задачи совместной деятельности повышают речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия; своевременно предупредят и преодолеют трудности речевого развития у дошкольников; создадут благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения — со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, стойкость результатов достигается только при наличии совместного коррекционно-образовательного процесса.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «В поисках ракушек доброты»Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «В поисках ракушек доброты» Интегрированное занятие учителя-логопеда и психолога Тема: «В поисках ракушек-доброты» Цель: расширять лексический словарь по теме.

Методическая разработка «Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом» Являясь педагогом-наставником, накопила приличный материал по наставничеству. Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Индивидуальный.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография)Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография) Цель: Оказание комплексной коррекционной помощи, стимулирующей познавательное, личностное и речевое развитие, с использованием элементов.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 15:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД