Получи документы

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР

Ольга Писковская
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР

«Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи».

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

Публикация «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР» размещена в разделах

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов.

В нашем дошкольном учреждении учителем-логопедом и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.

Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.

Применение воспитателями логопедического массажа, пассивно-активной гимнастики.

Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.

Заседания с родителями: «Научи ребёнка говорить правильно»

Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Совместный выпуск журнала для родителей о детях “Солнечный вестник».

Цель и задачи коррекционно-развивающей работы.

Цель:

устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать полноценные произносительные навыки.

2 Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

3 Формировать лексико-грамматические средства языка.

4 Развивать самостоятельную фразовую речь.

5 Готовить к овладению элементарными навыками письма и чтения

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Задачи воспитателя.

Перед воспитателями стоят следующие задачи.

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма

Артикуляционная гимнастика.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день.

Вырабатываемые артикуляционные навыки становятся более прочными при систематических занятиях.

Формирование любого навыка и его закрепление требует систематического повторного действия.

Это постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики развитие речевого дыхания, развитие мелкой и крупной моторики.

Воздействие импульсации от мышц рук оказывает большое влияние на развитие коры головного мозга. Это происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев и кистей рук обладают стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Выполнение такой работы способствует улучшению произношения многих звуков, что способствует развитию речи ребёнка.

Возможно использование ряда упражнений:

- Делаем бусы

- Цветной керамзит

-Геометрические фигуры

-Зашнуруй ботинки

-Поделки из семян

- Работа из палочек.

В практике используются пальчиковые игры, картотека игр по лексическим темам. Пальчиковые игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев рук. Особенно интересны игры с текстом-комплексы: «Язычок», «Научим Буратино говорить».

Эти игры очень легко проводить с детьми и в детском саду и дома.

Обязательно проводится работа по речевой и логопедической ритмике.

Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряжения монотонности речи, способствует сокращению мышц языка,гортани челюстей, пальцев рук и ног.

В работе используются театральные постановки, драматизация сказок, изображение выбранного героя, также дидактические игры по разделам:

Развитие связной речи.

Развитие памяти, воображения.

Иллюстративный материал.

Грамматические категории.

Освоение моделей мышления.

Логическое мышление.

Составляем слова.

Активизация и обогащение словаря детей.

Проведя мониторинг и заполнив диагностические карты ОО

«Коммуникация». Продиагностировав детей по развитию свободного общения со взрослыми и детьми, по развитию компонентов устной речи и овладение нормами речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте). Проанализировав процентное соотношение результатов делаем выводы: Начало года: н. у. -30%, ср. у. - 56%, в. у. - 14%. Конец года: н. у. -8%, ср. у. - 31%, в. у. 61%.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Оформление коррекционного уголка.Оформление коррекционного уголка. Всегда в дошкольных образовательных учреждениях коррекционного типа вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 19:53
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД