Получи документы

Мастер-класс по теме: «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ».

Наталья Кузнецова
Мастер-класс по теме: «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ».

Кузнецова Наталья Александровка учитель - логопед МАДОУ "Детский сад № 40 - ЦРР" г. Тобольск.

Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации по использованию мнемотехники при заучивании текста, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.

Публикация «Мастер-класс по теме: „Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ“,» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы; тексты.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, - специалистам работающим с детьми дошкольного возраста по развитию памяти и всех компонентов речи.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления об использовании методики мнемотехника в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

- внедрения в образовательный процесс методики работы по мнемотехнике.

Ход мастер - класса

Девиз мастер - класса звучит так :

Послушай - ты узнаешь!

Посмотри - ты поймешь!

Сделай - ты научишься!

На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. ( Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоника (греч. — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

- кодирование в образы, – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

- запоминание (соединение двух образов,

- запоминание последовательности,

- закрепление в памяти. – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Мнемотехника помогает развивать :

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).

Мнемотаблицы используют для :

Заучивания стихов, загадок, пословиц;

Пересказа текстов;

Составления описательных рассказов;

Для заучивания чистоговорок и скороговорок по автоматизации звуков.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Этапы работы с мнемотаблицами

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.

4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно

Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем, ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. При этом пересказывают сказку совместно с взрослым (на ранних этапах, сами дети, прибегая к незначительной помощи.

Размер мнемотаблиц делают различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Для младшего возраста - таблицы на 4, на 9 клеток

. Для среднего возраста - таблицы на 9, на 16 клеток.

Для детей старшего возраста - таблицы на 16, на 25 клеток.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.

На логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей.

Дидактическая игра «Цветик - семицветик»

(На лепестках цветка зашифрованы пословицы их необходимо расшифровать)

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Любишь кататься люби и саночки возить

Яблоко от яблони не далеко падает

Кто не работает, тот не есть

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Мнемотехника повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способность к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук.

Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование мнемотехники в работе с детьми Реферат на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми» выполнила: Эврюкова Татьяна Лаврентьевна воспитатель Использование.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению су-джок терапии в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ Одной из главных задач в образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – это всестороннее развитие. В детском.

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 ст. Отрадная Методическая разработка.

Тексты для физкультминуток в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию стихотворные тексты собственного сочинения для физкультминуток. Некоторые из них можно применять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по теме: «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ».
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 19:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД