Папки-передвижки

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З] ФФНР в подготовительной группе

Кумызова Евгения
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З] ФФНР в подготовительной группе

«В ЗООПАРКЕ» Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков «С» - «З» (ФФНР, подготовительня группа)

ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков «С» - «З» на уровне слога, слова, предложения, связного текста.

ЗАДАЧИ.

Коррекционно – образовательные.

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З] ФФНР в подготовительной группе» размещена в разделах

1. Продолжать формировать представление о звуках речи : гласные, согласные звонкие и глухие.

2. Упражнять в звуковом анализе слова из четырёх звуков.

3. Упражнять в использовании предлогов «с», «из», «из-за», «из-под».

4. Закреплять представления о графическом образе букв: А, О, У, И, Э, Ы, С, З.

Коррекционно - развивающие.

1. Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков «С» - «З».

2. Развивать мыслительную операцию «классификация» через игру «Четвёртый лишний».

3. Развивать мыслительную операцию «анализ» через звуковой анализ слова.

Корренкционно – воспитательные.

1. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

2. Воспитывать интерес к звучащему слову.

ОБОРУДОВАНИЕ. Схема характеристики звука; на магнитной доске изображение вольеров, обозначенных буквами «С» и «З»; набор картинок с изображением животных (змея, зебра, обезьяна, заяц, слон, лось, ослик, лиса, коза, ласточка); игрушка ласточка, звуковая линейка, набор фишек для звукового анализа слова, мяч. Раздаточный материал: карточка с рядом букв, красный и синий карандаш, фишки для звукового анализа слова.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Орг. момент. Педагог предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний» :

*Корова, лиса, собака, овца;

*Жаворонок, воробей, змея, синица;

*Морж, белый медведь, песец, слон.

Когда дети выбрали животных (лиса, змея, слон, педагог спрашивает: «Где можно встретить этих животных вместе» Конечно, только в зоопарке. И предлагает детям отправиться в зоопарк.

Артикуляционная гимнастика +изолированное произнесение. Проводится в виде «театра пальчиков и язычка»

Слова педагога Артикул. упражнение Движение пальчиков

Мы шагаем по дорожке «часики» 6 – 8 раз «шагаем» указательным и средним пальбчиками

Мы прыгаем по камушкам «качели» 6 – 8 раз движение правой ладонью вверх - вниз

Мы убираем камушки с дорожки

«щёточка» 6 – 8 раз

движение правой ладошкой вправо - влево

Мы оказались на горке «горка» уд. 8 – 10 сек. пальчики правой руки опущены вниз

Мы спустились с горки движение верхних зубов по язычку вниз правая ладонь выпрямляется

А вот и высокий забор, за которым находится зоопарк «заборчик» уд. 8 0 10 сек пальцы обеих рук показывают «заборчик»

В зоопарке слышны голоса зверей, то тихо, то громко шё потом: А – О – У - И

громко: А – О – У - И тактильно – вибрационный контроль

Около заборчика, под горой бежит по камушкам ручеёк шё поное произнесение: С-С-С-С-С… ТВК, затем пальчики показывают движение воды

А на берегу летают, звенят комарики громкое произнесение: З- З- З- З- З… ТВК, затем пальчиками показываем, как комарики летают

Сравнительная характеристика артикуляции звуков.

Педагог обращает внимание детей на то, что сейчас, рассказывая про дорогу в зоопарк, мы с вами произнесли разные звуки. Например, как звучали звуки А-О-У-И, нам что-нибудь мешало или нет? Предлагает рассказать об этом с помощью пальчиков. Дети загибают пальчики правой руки и рассказывают: «Губы не мешают, зубы не мешают, язык не мешает, поём их голосом, поэтому они гласные». Затем при движении правого кулачка сверху вниз, раскрываю кулачок и поизносят: «Гласные всегда красные».

Затем детям предлагается сравнить песенку водички и песенку комарика, ответив на вопросы по схеме:

*Какое положение занимают губы при произнесении этих звуков? (Одинаковое, в улыбке).

*Как расположены зубки? (Одинаково, чуть раздвинуты).

*Как расположен язычок при произнесении этих звуков? (Одинаково, выгнут как горка и кончик язычка прячется за нижние зубки).

*Чем же отличаются эти звуки? (При произнесении звука «С» горлышко спокойное, а при произнесении звука «З» горлышко вибрирует).

*Значит, как мы можем охарактеризовать звук «С? (Звук «С» согласный, глухой. Кроме того, он может быть как твёрдым «С», так и мягким «СЬ».

*Как мы можем охарактеризовать звук «З»? (Звук «З» согласный, звонкий. Кроме того, он может быть как твёрдым «З», так и мягким «ЗЬ»).

Звук – буква.

Детям предлагается изготовить билетики в зоопарк. Для этого у них на столах лежат заготовки карточек, на которых нужно найти знакомые буквы. Выполнить следующие задания.

Образец карточки:

А М З О В У З С И Ч С Э Х З Ы

С З

1. Возьми красный карандаш и обведи в кружочек буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Возьми синий карандаш и обведи в кружочек все буквы «З».

3. Синим же карандашом подчеркни все буквы «С».

4. Посчитай, сколько раз ты нашёл букву «С», запиши эту цифру в квадратике рядом с буквой.

5. Посчитай, сколько раз ты нашёл букву «З», запиши эту цифру в квадратике рядом с буквой.

Дифференциация звуков на уровне слога + физминутка.

Войдя в зоопарк, дети у входа видят мяч. Потому что многие животные любят играть с мячом. И детям педагог предлагает поиграть с мячом в игру «Эхо». Дети встают в круг и играют, повторяя за взрослым слоги: СА-ЗА-ЗА, ЗО-СО-СО, СУ-ЗУ-ЗУ, ЗЫ-СЫ-СЫ, СЭ-ЗЭ-ЗЭ, ЗЯ-СЯ-СЯ, СЁ-ЗЁ-ЗЁ, ЗЕ-СЕ-СЕ.

Дифференциация на уровне слова + звуковой анализ слова.

1. Педагог обращает внимание детей на изображение вольеров на магнитной доске, которые обозначены буквами «С» и «З». Значит, в одном карьере должны находиться животные, в названии которых прячется буква «С», а в другом – буква «З». Сами же животные разбежались. Педагог даёт детям картинки с изображением животных и предлагает расселить их по вольерам. Дети раскладывают картинки, затем проверяют правильность их распределения.

2. Слова – паронимы. Педагог показывает детям картинку и говорит, что осталось ещё одно животное: коза. Можно ли её поселить в зоопарк? Нет, коза является домашним животным, и она живёт рядом с людьми, в сарае. Но коза просит нас поиграть с ней, вернее с этим словом «КОЗА». Вот послушайте и помогите закончить маленькую потешку: «Щиплет травушку КОЗА, косит травушку…» правильно, КОСА. Чем похожи эти слова: коза и коса? А чем они отличаются? (Дети отвечают, что в этих словах три одинаковых звука : К, О, А. Одним звуком они отличаются : звуки С и З). Педагог просит детей медленно произнести слово КОЗА, и открывает звуковую линейку. Затем спрашивает детей, в котором окошечке звук «З» меняется на звук «С»?

3. Звуковой анализ слова. После этого детям предлагается самостоятельно сделать на карточках звуковой анализ слова «КОЗА» и ответить на вопросы:

*Сколько звуков в слове «КОЗА»?

*Какого цвета первая фишка и почему?

*Какого цвета вторая фишка и почему?

* Какого цвета третья фишка и почему?

* Какого цвета четвёртая фишка и почему?

*Изменится ли схема слова, если мы его заменим на слово «КОСА»?

(не изменится, потому что оба звука : и «С», и «З» - твёрдые.

Упражнение с предлогами (грамматический строй речи).

Педагог показывает игрушку – птичку (ласточка, спрашивает детей, кто это, может ли она жить в зоопарке? Дети отвечают: «Да, ласточка просто может везде летать, и в зоопарке тоже». Сегодня ласточка предлагает вам поиграть с ней в игру, которая называется: «Скажи, где я». Нужно внимательно следить за ласточкой и говорить, где она спряталась, или откуда вылетела. Педагог прячет птичку, дети называют место, где она спряталась, например: «Спряталась за доску, вылетела из-за доски, спряталась под стол, вылетела из-под стола, спряталась в корзинку, вылетела из корзинки, спряталась за Мишу, вылетела из-за Миши, спряталась за ящик, вылетела из-за шкафа, и т. д.

Дифференциация звуков в связном тексте.

Педагог говорит детям, что наше путешествие подходит к концу, и предлагает рассказать, что они узнали про зоопарк. Вот послушайте:

«В зоопарке много разных животных. Некоторых привезли из разных стран: это слон, ослик, обезьяна, зебра. А в некоторых вольерах живут животные наших лесов, например, лиса, лось, заяц, змея. Работники зоопарка хорошо ухаживают за животными: кормят их, чистят вольеры. Многие мамы и папы приводят своих детей в зоопарк посмотреть на животных».

Детям предлагается ответить на вопросы по тексту:

1. Много ли животных находится в зоопарке?

2. Какие животные привезены из жарких стран?

3. Какие есть животные из наших лесов?

4. Как ухаживают за ними работники зоопарка?

5. Кто любит приходить в зоопарк?

6. Зачем взрослые и дети приходят в зоопарк?

Детям предлагается ещё раз прослушать рассказ и назвать из этого рассказа сначала слова со звуком «С», затем слова со звуком «З».

Рефлексия.

Дети отвечают на вопросы:

1. Куда мы сегодня совершили путешествие?

2. Какие звуки нам помогали в этом путешествии?

3. Чем похожи и чем отличаются эти звуки?

4. Что вам понравилось в путешествии?

5. Какие были трудности?

6. Смогли ли мы преодолеть эти трудности и как мы это сделали?

7. Расскажете ли вы маме об этом путешествии и что расскажете?

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н»Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Групповое логопедическое занятие.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи»Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи» Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема: «Знакомство с народной культурой.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по теме «Семья»Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по теме «Семья» .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д»Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д» Цель: Автоматизация звука д; ознакомление с буквой Д Задачи: • Закрепление навыка произношения звука д; • Научить определять позицию звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З] ФФНР в подготовительной группе
Опубликовано: 22 октября 2022 в 08:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД