Папки-передвижки

Конспект НОД «Перелетные птицы»

Татьяна Мишина
Конспект НОД «Перелетные птицы»

Учитель – логопед МБДОУ№423 Мишина Т. С.

Конспект занятия по теме : «Перелетные птицы». Для детей 6-7 лет (логопедическая группа)

Программное содержание: уточнить представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и перемене места обитания в зависимости от времени года. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Помочь уточнить взаимодействие между деятельностью человека и миром птиц, дать возможность самостоятельно определиться в своем поведении в той или иной конкретной ситуации. Закрепить навыки детей в подборе слов к заданной звуковой схеме, составлении новых слов из слова «ласточка». Составление предложений из пяти слов, образование прилагательных от существительных с приставкой «за», типа «замедленный». Составление схемы предложений, опираясь на слуховое внимание. Деление слов на слоги через осуществление ритмического рисунка слова. Согласование глагола с существительным в роде, числе, падеже.

Публикация «Конспект НОД „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением перелетных птиц, звуковые схемы слов: грачи, утки, ласточки, скворцы; таблица со словом «ласточка»; Два панно с изображением парка (экологически чистого и загрязненного).

Раздаточный материал: доски для письма с маркерами на каждого ребенка; набор карточек для графического изображения слов; лист белой бумаги, ножницы, фломастер на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Логопед читает детям отрывок из стихотворения С. Маршака и просит ответить, о каком времени года в нем говорится: Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле, На озерах треснул лед, Будто раскололи.

Далее с помощью вопросов воспитатель уточняет знания детей о весне и её приметах.

- Какое сейчас время года? (Ранняя весна.) Давайте вспомним приметы ранней весны. (Тает снег, появились сосульки, проталины, солнце светит ярче, прилетели грачи.)

- А еще какие перелетные птицы вернутся к нам из теплых стран? (Ответы детей.) Почему этих птиц называют перелетными? (Они на зиму улетают из наших мест в теплые края.)

- Почему этим птицам приходится улетать в теплые края? Ведь другие птицы, даже такие маленькие, как воробей, остаются зимовать с нами. (Они не могут добыть себе корм. Перелетные птицы питаются насекомыми, которые зимой прячутся.)

- Так от чего же улетают перелетные птицы в теплые края, от холода или от голода? (От голода.) Правильно, как говорится в народе: «Сытая птица мороза не боится».

- Как вы думаете, когда они вернуться к нам, на свою родину? (Когда появится корм, которым они питаются.)

- Появились первые проталины, но еще бывают морозы. Какую перелетную птицу мы с вами можем увидеть в это время и почему? (Грачей, потому что только грач своим мощным клювом может достать насекомых из мерзлой земли.)

- Пройдет еще немного времени, снег почти растает, появится первая травка и к нам вернуться. (Скворцы, потому что из мягкой земли они легко могут достать червей и насекомых своим тонким клювом.)

- Когда станет совсем тепло, проснуться все насекомые, даже такие маленькие, как мошки, комары, и они будут летать стаями, тогда к нам вернутся. (Ласточки, стрижи.)

- Мы вспомнили многих перелетных птиц, но не все из них будут вить себе гнезда в городе. Большинство из них поселятся далеко-далеко от города, и мы сможем с ними встретиться только тогда, когда поедем за город. А в городских парках и на наших улицах мы сможем любоваться. (Грачами, скворцами, ласточками, утками.) Выставляются на стенд картинки с изображением названных птиц.

На стенд выставляются звуковые схемы слов: утки, грачи, ласточки, скворцы.

- В этих звуковых схемах зашифрованы названия птиц, которых вы видите на этих картинках. Попробуйте их отгадать. (Ответы детей)

2. Игра «Составь новые слова». На стенд выставляется таблица со словом ласточка, и детям предлагается, используя данные буквы, составить новые слова.

3. Игра «Экскурсия в парк» : Педагог предлагает детям представить, что они отправляются на экскурсию в парк, куда вскоре должны вернуться перелетные птицы, и выставляет на стенд два панно с изображением двух разных парков: экологически чистого и грязного

( каждое панно разделено на три части: воздух, земля с растительностью, водоем).

- Посмотрите внимательно на оба парка и скажите, в каком парке вам хотелось бы погулять? Почему? (Ответы детей.)

Дети сравнивают деревья двух парков: в первом парке деревья больные, сломанные, гнилые, заброшенные и т. д. А в другом парке - здоровые, ухоженные, красивые. Затем они также сравнивают воздух, воду, землю, подбирая определения к состоянию окружающей среды этих парков.

- Вы выбрали для прогулок чистый парк, а сейчас посмотрим, какой парк выберут птицы.

- Первыми в парк вернулись грачи. Один из грачей стал искать корм и чуть не сломал себе клюв о железную банку, которая была в земле. Другой грач решил попить воды из лужи и чуть не отравился бензином. Третий попробовал соленый снег, и ему стало плохо. Поднялись грачи и улетели в другой парк, чистый.

- Прилетели скворцы в загрязненный парк. Увидели они поломанные, больные деревья, не нашли не одного скворечника и тоже полетели в чистый парк. Когда вернулись утки в заброшенный пруд, им тоже пришлось не сладко: одна из уток запуталась в проволоке на берегу пруда, другая попала в бензиновое пятно и еле очистила свои перья. Тогда утки тоже перелетели в чистый пруд.

- И ласточкам не понравилось летать в грязном воздухе над первым парком: одна чуть не задохнулась от ядовитых газов, другая покрылась сажей, пролетая над заводской трубой. Ласточки тоже решили поселиться в чистом парке. И стали жить в чистом парке утки, грачи, скворцы и ласточки.

- Пришли дети, увидели перелетных птиц, открыли свои дневники наблюдений и записали: прилетели утки, грачи и ласточки. (Дети пишут эту фразу на индивидуальных маркерных досках.) Когда дети подошли к пруду, они увидели уток, и записали в своих дневниках с помощью графической схемы: «Утки плавают в большом чистом пруду».

4. - А сейчас давайте вспомним чистоговорку про утку.

- Дети хором проговаривают:

- На пруду идет урок, учит плавать всех нырок.

Педагог предлагает детям по очереди разделить на слоги чистоговорки с помощью хлопков.

Проводится игра на слуховое внимание. Каждому ребенку педагог задает вопрос, используя чистоговорку, выделяя голосом в вопросительной форме по одному слову. Ребенок отвечает на поставленный вопрос в утвердительной форме, называя выделенное слово, например: На пруду идет урок? Ответ: На пруду. На пруду идет урок? Ответ: Идет.

5. Проводится дидактическая игра на согласование глагола с существительным в роде, числе и падеже в форме вопросов и ответов.

Вопрос: Кого мы увидели на пруду? Ответ: Уток.

Принесли корм кому? (Уткам.)

Наблюдали за кем? (За утками.)

Потом мы увидели кого? (Грачей.)

Подошли поближе к кому? (К грачам.)

Для кого повесили скворечники? (Для скворцов.)

Смотрели долго на кого? (На ласточек.)

Говорили долго о ком? (О ласточках.)

6. Детям предлагают подумать, как можно помочь заброшенному парку, чтобы в нем тоже поселились птицы. В ответ на вопрос дети убирают съемные картинки, изображающие грязный воздух, землю, пруд. Деревья. Под этими картинками открывается пейзаж чистого парка.

- Как вы думаете, теперь птицы вернуться в этот парк? (Ответы детей.)

7. Итоги: В конце занятия дети вырезают из бумаги журавликов и обыгрывают

стихотворение

П. Воронько «Журавли».

Журавли - журавли, Вы куда свой путь вели? Где летали?

- Мы в чужих небесах,

Мы в чудесных лесах побывали.

- Как на том краю земли Зимовали?

- Мы в далекой стране По родной стороне Токовали.

Публикации по теме:

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы»Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы» Работа по лексической теме: "Перелетные птицы" С 15 по 19 октября наша логопедическая группа работала по лексической теме "Перелетные птицы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Перелетные птицы»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 00:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД