Лучший педагог года

Конспект мастер-класса «Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики».

Ирина Ларкина
Конспект мастер-класса «Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики».

Конспект мастер-класса

«Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики».

Цель мастер-класса : передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

-обучение управлению органами артикуляции;

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

Публикация «Конспект мастер-класса „Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики“,» размещена в разделах

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Ход мастер-класса :

1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

2. Основная часть.

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому заботиться о правильности речи ребенка нужно, как можно раньше. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи –язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе, называется артикуляционной гимнастикой.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Принцип отбора артикуляционных упражнений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 - 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6 - 8 раз, координации, хорошей переключаемости.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

• Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

• Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

• Показывает выполнение упражнения.

Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Виды артикуляционных упражнений :

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

Самым подвижным речевым органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы - «почистим зубы»; б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течение 3 - 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 - 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Предлагаем вашему вниманию игры и стихи для развития речи у малышей, а также логопедические зарядки для языка и артикуляционную гимнастику в стихах.

Что это? Кто это?

В эту несложную игру можно играть с самыми маленькими детками. Возможно также усложнить правила для более старших.

Суть игры в том, что один пытается объяснить загаданное слово характерными для него звуками. Другому необходимо как можно быстрее отгадать слово (или придумать как можно больше слов, подходящих к данному звуку).

Например:

молоток, дятел, каблучок - тук-тук

пила - вжик-вжик

поезд - ту-туууу

корова - муу-у

жук, пчела, электробритва - ж-ж-ж

Упражнение — разминка для язычка «Язычок-бурундучок»

Игра-потешка «Рыбка» на произношение звука [р].

Левая рука – рыбка, правая – рак (можно изготовить пальчиковые куклы или распечатать изображения для наглядности).

Рыбка в ручейке жила,

В речку к раку приплыла:

Расскажи, дружище рак,

Как в реке живешь ты так –

Утром рано просыпаясь,

Ты встаешь не умываясь?

Отвечает рыбке рак:

Я немытым жить мастак!

Игра потешка «Паровоз» на произношение звуков «т» и «ч».

Садимся на подушки, разложенные в ряд на полу или кровати, пропевая:

Едет-едет паровоз –

Три трубы и сто колес,

Три трубы и сто колес,

Он вагончики повез!

Ту-ту-ту-у-у-у!

Паровоз кричит: «Ту-ту-у-у!

Я уеду в Алма-Ату!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я вас мигом прокачу!

Тук-тук-тук стучат колеса,

Будто капельки дождя,

Паровозик же, без спроса

Уезжает от меня (ребёнок убегает, воспитатель ловит – или наоборот)

Ту-ту-ту-у-у-у!

«Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)

Квака любит улыбаться.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

«Трубочка»

Мои губы – трубочка –

превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Адаптированные сказки.

Используются сказки С. Кремневой, А. Константиновой, А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Практическое задание:

Занимательный материал к артикуляционным упражнениям

Сказка о Весёлом Язычке

Демонстрация наблюдающими упражнений статистических и динамических.

3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности педагогов по данной теме, обмен мнениями присутствующих.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика — как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников. Гипотеза: Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют как для воспитателей детских садов,.

Дидактическое пособие для развития дыхания и закрепления правильного звукопроизношения «Катание с горки»Дидактическое пособие для развития дыхания и закрепления правильного звукопроизношения «Катание с горки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Солнышко» п. Ханымей Пуровского района Дидактическое пособие.

Консультация для родителей «Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики как основа формирования правильного звука» Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Консультация «Формирование у детей навыков правильного звукопроизношения посредством использования игр» Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания,.

Мастер-класс «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения» Мастер – класс: «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения». Автор: учитель-логопед Клочьева О. А.

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики» Мастер-класс по теме: «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики» Автор-составитель:.

Проект «Методика воспитания правильного звукопроизношения в средней группе» Цель: Закрепить знания детей о звуках, их обозначении, артикуляции, умении выделять звук из ряда других звуков. Воспитание звуковой культуры.

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов Приятное общение со сверстниками, родителями, друзьями, наставниками и просто знакомыми людьми обеспечивается правильной и красивой речью.

Сценарий мастер-класса «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театра» Цель: стимулирование познавательной активности воспитателей по вопросу формирования связной речи средствами театрализованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики».
Опубликовано: 28 июня 2017 в 22:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД