Получи документы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [д]-[д’]»

Татьяна Александровна Копоткина
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [д]-[д’]»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе «дифференциация звуков Д - Дь»

Копоткина Т. А., учитель-логопед; МДОУ № 108 “Снежинка”, г. Петрозаводск.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Уточнение артикуляции звуков [д] и [д’].

- Формирование умений различать звуки [д] и [д’].

- Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе „Дифференциация звуков [д]-[д’]“» размещена в разделах

- Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов.

- Составление характеристики звуков с опорой на символы.

- Определение местонахождения звука в словах.

- Звукобуквенный анализ слов дым, дом

- Знакомство с буквой Д.

- Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек.

- Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

Коррекционно-развивающие задачи.

- Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Доброе, утро, дети!

«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно»

Дети: «Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно и будет всем понятно»

- Сядем тихо, спинки прямо, плечики мы развернем, слушать все сейчас начнем.

- У нас сегодня необычное занятие. Совсем недавно вы не произносили многие звуки, а я вам немного помогла и вы научились не только их произносить, но и различать и давать характеристику звукам. А для этого, друзья, надо чтобы мышцы лица были крепкими и сильными.

2. Выполнение самомассажа.

«Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями»

3. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы четко говорить, надо с губками дружить: «улыбка - трубочка», «оближем губки»

- Чтобы четко говорить, надо с язычком дружить:

«покусаем язычок зубками, бережно погладим губками»,

«на качелях покачался, на лошадке поскакал и ни разу не упал»

4. Сообщение цели занятия.

«Наступила тишина,

Заниматься нам пора.

Будем четко говорить

И за звуками дружить»

Ребята, мы сегодня продолжаем путешествие в город Звукоград и познакомимся с новым звуком и новой буквой.

1-я остановка «Повторяй-ка».

- Я начну, вы продолжайте, дружно, хором отвечайте:

- Наша речь бывает…(письменная и устная)

- Она состоит из…. (из предложений)

- Предложения мы составляем из…(из слов)

- Слова делятся на….(на слоги)

- Слова состоят из разных…(из разных звуков)

- А звуки бывают…(гласные и согласные)

- За указочкой следи и звуки назови:

А – О – У - И – Э – Ы

-Какие это звуки? Докажите!

- Как мы их обозначаем?

П – К –Б– М

- Какие это звуки? Докажите!

Как мы их обозначаем?

2-я остановка «город Звукоград»».

- Где мы познакомимся с новым звуком, а поможет нам загадка. Отгадайте:

«Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять.

И подуть в неё слегка,

Будет музыка слышна.

Подумайте минуточку,

Что же это? (Дудочка)» - пришла она к нам из старины «блок-флейта», (устают губы, начинают болеть щеки)

- Какой слышится первый звук в слове?

Когда мы произносим звук «Д», кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить.

- Произнесите этот звук.

- Гласный или согласный звук «Д»? Почему?

- Твердый или мягкий?

- Глухой или звонкий? Почему?

- Как обозначим этот звук? (схема и картинка)

Чистоговорка

Четко произнесем звук «Д» в чистоговорке.

«Ду-ду-ду давненько в старь

В дудочку дудел дударь»

- Как называли человека, который играл на дудочке?

(флейтист)

3. Развитие фонематического слуха.

- Поиграем, как вы слушаете, узнаем.

1). - Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Д»

П-П-Т-Д-Д-Б-П-М-Д-Т-Д-

Та-Да_- Да – Бо – До – Пу- Ду

- Я назову слова, если услышите в слове «Д», подуйте в дудочку один раз.

Вода – буква – баран – шуба – провода – беда – весна – подарок – ванна – дом – доброта – Вот и закончилась снова в путь нам всем пора.

2). У твердого звука «Д» есть младший брат – мягкий звук «ДЬ»

- Давайте вместе с вами произнесем мягкий звук «Дь» - губы будут улыбаться, а язычок сильнее напрягаться.

- Как обозначаем мягкий звук «Дь»?

3). Предлагаю поиграть в игру «Наоборот»

Я буду называть слоги с твердым звуком, а вы, наоборот, с мягким.

Да-да-да – дя-дя-дя До-до-до – дё-дё-дё Ды- ды- ды – ди-ди-ди ду-ду-ду – дю-дю-дю

4). Назвате картинки с твердым звуком «Д».

- А теперь с мягким звуком «Дь».

Запомните эти слова.

Дом, художник, пирамида,

Дельфин,, индюк, холодильник,

4. Игра «Твердый – мягкий» (звуковая мозайка)

- Вот игра другая, как ты различаешь звуки, узнаем

Если твердый звук Д, то - синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

садовник, звезда, дерево

дом, дети, удар,

дятел,, домино, дым.

5. Задание - Определить место звука в слове, разделить слово на слоги.

Поможем отыскать место звуков в словах

1-я команда называет, где спрятался звук «Д»,

2-я …где спрятался звук «Дь»

Дом, художник, пирамида,

Дельфин,, индюк, холодильник,

6. Физкультминутка.

«Тихо встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И совсем мы не устали»

7. Знакомство с буквой Д

Звуки «Д» - «Дь» мы слышали, а как их обозначить можно на письме?

- На что похожа буква Д?

«Буква Д – как будто дом,

Но всего с одним окном».

Задание: -Чтобы вылепить эту букву, сколько надо палочек? (г/з «Лепим букву»)

Нарисовать букву Д в воздухе, найти и обвести в кружок (разные буквы)

8. Чтение слогов.

«Если буквы встанут рядом, получаются слога. Читаем…

Добавим букву и прочитаем…Дом. дым, дам.

ДО, Ды…., Да,.

9. Звукобуквенный анализ слова «Дом»

- Составим предложение со словом «дом» по картинкам.

«Дети построили из кирпичиков дом». (разбор предложения)

10. Итог занятия.

Все задания сделали правильно. Молодцы!

- Что нового вы узнали на занятии?

Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.

- Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНРКонспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНР Тема занятия: «В гости к звукам и к буквам!» Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах. Задачи: Образовательные задачи.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [д]-[д’]»
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 14:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД