Папки-передвижки

Использование инновационных методов BODY PERCUSSION как средство развития музыкально –ритмических способностей у детей с ОВЗ

Маргарита Кротикова
Использование инновационных методов BODY PERCUSSION как средство развития музыкально –ритмических способностей у детей с ОВЗ

Цель: создание условий для развития творческой активности детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Формировать интерес к музыкальной культуре у дошкольников с инклюзивными нарушениями.

2. Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.

3. Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческое воображение, слуховую фантазию, музыкальные способности.

Публикация «Использование инновационных методов BODY PERCUSSION как средство развития музыкально –ритмических способностей у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы определяется ее недостаточной теоретической и практической разработанностью. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования лицами данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается, между тем педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми, им не хватает специальных знаний и технологий работы.

В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации «О Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2016-2020 г. г.» становится необходимым внедрение в образовательную систему новых технологий, адаптированных подходов, рекомендаций, нацеленных на более полную адаптацию студентов-инвалидов к общественной жизни с учётом их особых потребностей и индивидуального выбора.

Одной из простых и доступных программ является body percussion.

Возросшая роль ритмического начала в музыкальной культуре ХХI в. диктует совершенно новые тенденции в современном музыкальном образовании, при котором в классическую школу интегрируются инновационные методы и подходы, нашедшие практическое применение в мировой практике.

Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод – «тело-барабан»).

Body Percussion (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.

Сегодня Body Percussion включает в себя более широкое понятие, чем просто обучение звукоизвлечению, ритму и ритмике. В мировой практике используют аббревиатуру BAPNE. B – биомеханика, А – анатомия, P – физиология, N – неврология и E – этномузыковедение.

Развивая множественный интеллект через воздействие на тело с помощью музыки, ритма, образа, отмечаются изменения с терапевтическим эффектом.

Таким образом, метод Body Percussion – это не просто музыкальный метод, но, кроме того, и метод (когнитивной) стимуляции мозга для развития внимания, памяти и концентрации. Деятельность этого метода сформулирована в теории множественного интеллекта (Х. Гарднер, 1983) в целях вовлечения в процесс обучения обеих долей головного мозга.

В Body Percussion входят следующие элементы: притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами.

На музыкальных занятиях я обычно использую четыре основных body-звука, название элементов :

Чи-чи – щелчки большим и средним пальцами одновременно;

Бум-бум – хлопки ладонями по груди (поочередно или одновременно);

Те-ре – хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);

Дум-дум– хлопки ладонями по коленям (поочередно или одновременно);

При систематических упражнениях в этом направлении, становится возможно исполнение разнообразных комбинаций и ритмов с использованием только возможностей человеческого тела.

Особенности применения «Боди-перкуссии»

В методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа звуко-двигательные элементы имеют широкое применение и получили общее название как «звучащие жесты». Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, составлять из них ритмо-двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры прежде, чем переносить их исполнение на ударные или шумовые инструменты.

1. Хлопки.

Даже такой простой вид движений, как хлопки – требует некоторой сноровки и для их разучивания может понадобиться некоторое количество упражнений. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание при этом – спокойным и размеренным. Вначале хлопки лучше проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободными, а сам удар – легким и мягким.

Хлопки могут быть разными:

Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим.

Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным.

Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.

2. Шлепки.

Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус тем не менее должен оставаться свободным и вместе с тем, как бы «готовым к прыжку».

1) Одновременно двумя руками.

2) Отдельные удары левой или правой рукой.

3) Отдельные удары каждой руки в чередовании с одновременными ударами двумя руками

4) Перекрестные удары (правая рука ударяет по левому бедру и наоборот).

Воспитаникам, проходящим инклюзивное обучение, рекомендуется выполнять упражнение сидя, для лучшей опоры корпуса и уверенности в своих силах. Преподаватель в этой учебной ситуации помогает ученику, показывая движение, взяв руки ученика в свои.

3. Щелчки.

В каждом коллективе можно найти тех, кто не умеет щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками Элементы «Боди-перкуссии» можно делать как стоя, так и сидя. В положении «сидя» дополнительные звуковые краски можно извлечь из табуреток с плоским деревянным сидением, или полых деревянных кубов. Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причем начинать надо с наиболее легкого: с сочетания шлепков и хлопков. Постепенно можно задействовать все большее количество разных «инструментов», ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи. При систематических упражнениях в этом направлении, возможно исполнение небольших композиций с использованием возможностей человеческого тела. Перкуссии тела могут быть выполнены одним учеником, так и несколькими группами учащихся для создания музыкального ансамбля.

Организация учебного процесса.

1. Первый этап:

На первом этапе ученик включается в процесс. Эмоциональное состояние выражается и развивается более полно на телесном уровне в виде «азбуки звуков»,«ритмических зарисовок», создаваемых ресурсами собственного организма.

На этом этапе происходит обучение данной категории учащихся пользоваться доступным языком бесчисленных звуков, которые могут создаваться только с помощью собственного тела. Это основные базовые звуки: хлопки и аплодисменты, похлопывания, щелчки, топот, голосовые эффекты (свист, цокот и т. п., а также их бесчисленные вариации, которые получаются за счет изменения техники игры. Таким образом происходит осознание своих чувств, мыслей и их связи с миром звуков, собственным телом и его возможностями.

2. Второй этап:

На втором этапе отдельные звуки соединяются в коллективные ритмы и мелодии, осуществляется непосредственное взаимодействие с преподавателем. Повторяя и усиливая звуковые эффекты, экспериментируя посредством нового ритмического языка, ученик погружается в мир музыкальной импровизации.

Этому способствуют выполнение комплекса упражнений, направленных на: исследование основ звукоизвлечения ( вариации игры: тихо - громко, медленно - динамично, ритмично - хаотично); расширение знаний основных ритмов; удержание базы (основного ритмического рисунка) и солирование; создание совместной композиции использованием основных ритмов и импровизации). Совместно с преподавателем разучиваются небольшие композиции на четкую ритмическую пульсацию. Отдельно прорабатывается каждый ритмический рисунок на хлопки, шлепки или удары ладонями. Совместное творчество и импровизация, создание музыкальных зарисовок (или мелодии, или музыки, способствует общему единению, подчеркивается вклад и уникальность каждого участника.

3. Третий этап:

Представление продукта совместной деятельности в результате полученных знаний и навыков. Возможны два формата: создание музыкальной композиции или подготовка музыкальных зарисовок.

Обучающиеся с инклюзивными особенностями учатся самостоятельно выполнять несложные движения руками и телом под музыку.

Выполняются две, три композиции на разные жесты с четким ритмическим рисунком. В результате появляется определенный репертуар, который можно расширять и дальше, включая элементы импровизации и используя их в различных направлениях мероприятий.

В перспективе решения задач по профессиональной социализации учащихся с инклюзивными нарушениями, возможно введение шумовых инструментов (бубны, маракасы).

Заключение

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения адаптации образования для всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей.

Таким образом, можно говорить о том, что Вody percussion способствует выражению своего состояния с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

Это позволяет оживить, оптимизировать процесс коррекционного обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ для достижения:

- развития познавательных процессов;

-зрительно-моторной координации;

-воображения.

Данный вид деятельности обладает рядом несомненных достоинств: необходимой универсальностью, гибкостью, высокой адаптивностью и сочетанием с различными методиками педагогического процесса. Использование примерного комплекса упражнений для детей с ОВЗ возможно как в рамках одного урока, так и в течении учебного года.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных методов BODY PERCUSSION как средство развития музыкально –ритмических способностей у детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 сентября 2023 в 23:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД