МААМ-картинки

Реализация идей духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ

Долина Татьяна Владимировна
Реализация идей духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ

Долина Т. В. ,

воспитатель МБДОУ «Ясли-сад комбинированного

типа № 76 города Донецка»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается во многих воспитательно-образовательных программах, в которых одним из важнейших принципов является принцип построения воспитательно-образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в современном обществе. Так, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования отмечается необходимость воспитания у детей дошкольного возраста любви к своему краю и Родине, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям. В настоящее время самой большой опасностью, которая подстерегает современное общество, является опасность разрушения личности. В социуме материальные ценности доминируют над духовными. На основе этого у детей с раннего возраста искажаются представления о доброте, отзывчивости, великодушии, милосердии, справедливости, честности и т. д. Соответственно, проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из наиболее актуальных в обществе. Ответственность за духовное, нравственное, гражданское, патриотическое воспитание возлагается на родителей и дошкольные учреждения, последние из которых играют наиболее весомую роль в этом процессе.

Публикация «Реализация идей духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются различные средства духовно-нравственного воспитания детей, в том числе и музыкальное искусство, которое в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Основная цель организации музыкальных занятий с дошкольниками – ввести детей в прекрасный мир музыкального искусства, воспитывая на его основе добрые, светлые чувства и прививая нравственные качества. Важнейшей задачей музыкальных занятий является воспитание души ребенка средствами музыки, положительное воздействие на процесс формирования его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности, поэтому взрослым следует не упустить этот важнейший период в жизни ребенка и наиболее эффективными методами и средствами способствовать становлению нравственной личности.

Цель статьи – обоснование реализации идеи духовно-нравственного воспитания дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ.

Основной материал. Духовно-нравственное воспитание дошкольников представляет собой такое воспитание, которое направлено на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающим миром, с другими людьми, с самими собой посредством одушевления и наивысшей согласованности этих отношений. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте оказывает большое влияние на формирование и развитие личности ребенка, которые являются процессом и результатом воспитания, социализации и саморазвития. Основой духовно-нравственного развития выступает культура общества, семьи и образовательного учреждения, т. е., другими словами, той среды, в которой живет и воспитывается ребенок, происходит становление и развитие его личности.

Согласно определению, приведенному в педагогическом словаре духовно-нравственных понятий С. А. Блиновой, «духовно-нравственное воспитание представляет собой духовно-нравственный процесс развития личности, который ориентирован на традиционные духовные ценности православной культуры. Целью духовно-нравственного воспитания является введение личности ребенка в нравственное и культурное пространство отечественной культурно-исторической и духовной традиции, формирование его сознания и самосознания. Под «духовно-нравственным воспитанием» также понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения» [1, с. 4].

В педагогической практике с целью духовно-нравственного воспитания дошкольников используются различные методы и средства, одним из которых являются музыкальные занятия. Установлено, что чем раньше дошкольник получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, а также другими жанрами музыкального искусства, тем более успешным станет его духовно-нравственное развитие. Здесь важным представляется не только формирование у детей общего представления о музыке, но и использование всего потенциала музыкального искусства в целях формирования внутреннего мира дошкольников. Эмоционально воздействуя на чувства детей, музыка воспитывает наиболее важные душевные качества, учит видеть красоту окружающего мира, проникаться чувствами других людей.

Главной целью современных музыкальных занятий дошкольников, является формирование художественной и музыкальной культуры, которые являются неотъемлемой частью духовной культуры. Используя принципы, методы и приемы, которые могут увлечь ребенка и заинтересовать музыкой, мы – педагоги – духовно обогащаем детей. Благодаря музыке ребенок переживает те чувства и эмоции, которые играют важную роль в осознании действительности и формировании наиболее ценных в духовном плане качеств личности [2].

Особенностью музыкальных занятий, является то, что воспитание происходит не эпизодически, а по мере накопления музыкального опыта, в процессе чего у детей активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В дошкольном возрасте дети способны искренне сопереживать чужую радость, горесть, любовь к близкому человеку, а благодаря музыке это чувства значительно усиливаются. Возраст от 3 до 7 лет является одним из наиболее значимых в плане духовного и нравственного развития человека, т. к. начальные впечатления наиболее глубоки и оставляют след на всей дальнейшей жизни. В этом возрасте закладываются основы духовности и нравственности. Следовательно, музыкальные занятия рассматриваются как важное средство духовно-нравственного воспитания детей в современном мире.

Из собственного опыта педагогической деятельности стоит отметить, что на музыкальных занятиях организуется процесс восприятия детьми музыкальных произведений различных жанров (классической, народной, современной, в ходе которого и происходит накопление жизненного опыта дошкольников, обогащение их видения явлений действительности и формирование нового отношения к ним. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста имеют ограниченные представления о человеческих эмоциях, которые проявляются в реальной жизни. Музыка, передавая весь спектр чувств, расширяет такие представления. Эмоциональная отзывчивость, которая формируется в процессе музыкальных занятий, помогает выработать у детей такие качества личности, как доброта, милосердие, умение сочувствовать и желание помогать другому человеку [3].

Практикой организации музыкальных занятий установлено, что одно из наиболее важных значений в духовно-нравственном воспитании дошкольников имеет использование классической музыки. Мы, педагоги, уверены, что чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешными станут его общее развитие и духовная культура. В процессе знакомства с музыкой классического жанра у детей наиболее активно формируется эмоциональная отзывчивость и осознанность восприятия, которые, в конечном итоге, порождают творческую активность и формирование моральных, нравственных и духовных качеств. Классическая музыка, в отличие от легкой музыки, которая может использоваться в различных видах детской деятельности, требует серьезного осмысления и несет самостоятельную ценность.

В нашем ДОУ в целях духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях активно используются произведения классической музыки таких авторов, как И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт, Г. Телеман, П. И. Чайковский и др. В данном случае основой воспитания выступают положительные эмоции, которые испытывают дошкольники при прослушивании произведений указанных композиторов. Пьесы, серенады, оперы этих авторов оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние детей-дошкольников, активизируют энергетические процессы организма и направляют их на физическое и нравственное развитие. Например, музыкальное искусство стиля барокко и романтическая музыка содержат в себе триединство преображения души человека, музыка И. С. Баха олицетворяет стремление человеческой души к божественному началу, произведения П. И. Чайковского воплощают в себе душевную красоту.

Организация музыкальных занятий с воспитанниками включает использование музыкального репертуара, который удовлетворяет одновременно трем требованиям: художественности, целесообразности и доступности. Соблюдение этих требований позволяет наиболее эффективно реализовать стратегию духовно-нравственного воспитания дошкольников. Музыкальный репертуар в нашем ДОУ традиционно состоит из народной музыки, детской классической и современной музыки, весомую долю среди которых занимает специально созданная отечественными композиторами детская музыка. Использование такого репертуара позволяет нам формировать у детей эталоны красоты, оказывать влияние на глубокие душевные чувства дошколят, приобщать их к музыкальной культуре и творчеству. Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, который влияет на формирование общечеловеческих, моральных и нравственных ценностей детей.

Критерием эффективности организации музыкальных занятий в целях духовно-нравственного воспитания дошкольников является ее доступность, которая проявляется в небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов, содержании музыки эмоциональному опыту детей, способности сопереживать определенным чувствам. Построение музыкального материала на музыкальных занятиях осуществляется таким образом, чтобы поддерживать у дошкольников эмоциональный отклик и интерес, развивать осмысленность восприятия и стремление проявлять свое отношение к звучащей музыке. Основополагающими принципами духовно-нравственного воспитания дошкольников в ходе музыкальных занятий, соблюдаемыми педагогами являются:

- принцип цикличности или концентричности, предполагающий циклическое повторение воспроизведения музыки с целью ее наилучшего восприятия дошкольниками;

- принцип контрастного сопоставления репертуара, который способствует развитию музыкального мышления у детей;

- принцип адаптивности, позволяющий педагогу изменять и обновлять репертуар, методы и формы обучения детей;

- принцип синкретизма, который дает возможность различные виды искусства в воспитательных целях.

Систематизация музыкальных произведений по приведенным принципам позволяет составлять музыкальный репертуар в таких сочетаниях, которые удобны были бы и для проведения праздничных утренников, и для использования в образовательной деятельности дошкольников, в том числе и на музыкальных занятиях.

Важным условием эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников на музыкальных занятиях является обеспечение и развитие музыкального восприятия музыки. Развитое музыкальное восприятие характеризуется тремя специфическими чертами:

- эстетически-эмоциональной окрашенностью (переживание красоты музыкального образа, чувств, мыслей и настроений);

- избирательностью (музыкальное произведение нравится, не нравится, оставляет ребенка равнодушным);

- внутренней активностью (смысловое воздействие художественному образу, герою произведения).

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях включает наиболее грамотное использование педагогами методики активизации восприятия музыки. Для раскрытия образного содержания музыки и ее осмысления, понимания нравственной сущности в работе с дошкольниками используется система вопросов, которая построена в форме диалога, помогающего детям рождать варианты творческого слушания музыки. Такой диалог существует не столько в словесной форме, но и в жестах, собственном исполнении, в реакции взрослого на детей. Вопрос может выражаться через сопоставление музыкальных произведений между собой, через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства. При организации диалога на музыкальных занятиях особое внимание уделяется направленности вопроса, который должен не только заострять внимание дошкольников на средствах выразительности (быстро, медленно, громко, тихо, но и обращать детей к внутреннему миру – чувствам, мыслям, переживаниям, впечатлениям, возникающим в душе дошколят под воздействием музыки. Методика активизации восприятия музыки включает использование вопросов следующего типа: «Каким ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка? Какие чувства ты переживал в этот момент? Какие чувства хотел передать композитор? С кем бы ты хотел слушать эту музыку?».

Кроме словесных методов активизации восприятия музыки, с целью формирования основ музыкальной культуры и духовно-нравственного воспитания дошкольников используются наглядный и практический методы. При этом, наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой, т. е. исполнение музыки, и наглядно-зрительный, включающий показ наглядных пособий, иллюстраций, картин. Наглядно-слуховой является одним из важнейших методов музыкального восприятия. Слушая находящегося рядом исполнителя или аудиозапись, ребенок-дошкольник воспринимает музыку совершенно по-разному. Практический метод активизации восприятия музыки используется для того, чтобы дети могли почувствовать до конца характер того или иного музыкального произведения. Такой метод подразумевает передачу характера музыки в движениях и игре на музыкальных инструментах. Педагогически оправданным является использование в процессе слушания музыки игр по развитию творческого воображения, которые способствуют психофизическому раскрепощению и креативному развитию личности дошкольника. Для того, чтобы приобщиться к музыкальному искусству, важно самому ребенку пережить эмоциональное содержание музыкального произведения. Слушая музыку, дети учатся сопереживать чувствам и мыслям, которые выражены в песнях и пьесах. Путем воздействия на эстетические чувства, мы вводим дошкольников в мир нравственных переживаний, побуждая их к сознательному отрицанию злого и безобразного и признанию доброго и нравственного.

Одним из приемов активизации восприятия музыки как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников, используемым на музыкальных занятиях, является целенаправленное создание благоприятных условий для прочувстсования звучащей музыки каждым ребенком. По нашим наблюдениям, одно и то же музыкальное произведение в одном ребенке вызывает двигательный отклик, другой дошкольник выражает свое понимание в цвете, третий – подпевает, а четвертый ничего не делает, просто слушает и т. д. Результат заключается не в том, чтобы все дети одинаково чувствовали, слушали и слышали музыку, а в том, чтобы ее восприятие приобретало индивидуальный характер. Важным методом активизации восприятия музыки дошкольниками на музыкальных занятиях в нашем ДОУ является также и акцентирование внимания детей на слове о музыке. Такое слово обычно образное, яркое, точное, направляющее восприятие и воображение к музыке и от нее.

Создание мотивации у детей к прослушиванию музыкального произведения не только вызывает у них интерес, но и способствует активизации ее восприятия. Успех музыкального занятия зависит, прежде всего, от того, чем педагог хочет занять детей, какие ставит цели и задачи. Главным условием успешности музыкального занятия является непосредственно личность педагога. Творческий человек всегда заражает своей энергией. Поэтому, при организации музыкальных занятий в целях духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем ДОУ обеспечивается непринужденность общения, создается удивительно доброжелательная атмосфера.

Вывод. Таким образом, для активизации духовно-нравственного воспитания на музыкальных занятиях, осуществляется интенсификация восприятия музыкальных произведений детьми, развитие активного музыкального восприятия. С этой целью уделяется пристальное внимание выбору и сочетанию наиболее оптимальных методов и приемов. Наглядно-слуховой метод заключается в ярком исполнении произведения; наглядно-зрительный метод – в наглядной демонстрации картин и репродукций; словесный метод – в ярких кратких и образных рассказах, пояснениях, постановке проблемных вопросов, использовании слов-образов, метафор, ассоциаций; практический метод – в применении игровых приемов и творческих заданий. Выбор указанных методов и приемов зависит от возраста детей, этапа работы над музыкальным произведением. Слушая и воспринимая на музыкальных занятиях классическую, народную, духовную музыку и музыкальные произведения великих отечественных и зарубежных композиторов, в основу которых положены народная песня, былина, сказка, дошкольники осваивают бесценный культурный опыт поколений, усваивают переживания народа и автора, по-другому смотрят на красоту родной природы, формируют представление о нравственности и духовности, что в целом способствует духовно-нравственному воспитанию детей.

Список использованной литературы

1. Блинова, С. А. Педагогический словарь духовно-нравственных понятий / С. А. Блинова, Т. А. Ионова, С. Н. Минин. – Владимир : Владимирский институт повышения квалификации работников образования, 2007. – 12 с.

2. Рузиева, М. Д. Цель и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста / М. Д. Рузиева, Ф. М. Саидов // Мировая наука. – 2020. – № 2 (35). – С. 176-178.

3. Хазеева, И. Н. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников средствами музыкальных видов деятельности / И. Н. Хазеева, И. Я. Гиниятуллина // Коррекционно-педагогическое образование. – 2021. – № 4. – С. 41-46.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация идей духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 21 мая 2024 в 21:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация идей духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Долина Татьяна Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД