Получи документы

Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»

Жукова Марина Фиркатовна
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»

Методическая разработка

Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР

«Путешествие в Страну эмоций»

Пояснительная записка

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение». «Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время лучшими друзьями детей являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции. Но мы все знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и интересней».

Публикация «Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР „Путешествие в страну эмоций“» размещена в разделах

Дошкольный возраст — достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера. «Ребенок 4- 5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в основном, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют проявлению целого спектра разнообразных эмоций ребенка. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств : он уже может чувствовать не только радость или страх, но и грусть и жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д. Ребенок уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику».

Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло. «Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников мы проводим в двух направлениях: – формирование умения распознавать и сравнивать эмоции : весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т. д. – формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими. Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи игровых методов: – использование различных сюжетно-ролевых игр – используя игры на развитие воображения – прослушивание музыки и обсуждение ее – использование мимических этюдов – чтение сказок и рассказов – использование подвижных и коммуникативных игр».

Многие дидактические игры мы сделали своими руками. В своей работе мы используем нетрадиционные техники рисования, такие как: – рисование крупой – рисование штампами – рисование листьями – рисование мятой бумагой – рисование зубной щеткой и зубочисткой и т. д. Можно с уверенностью сказать, что такие занятия раскрепощают эмоциональную сферу ребенка. В театральных играх учим детей исполнять различные роли. Ребята с удовольствием играют героев противоположного пола, отрицательных героев: бабу Ягу, Кощея Бессмертного, волка и т. д. Наблюдая за поведением дошкольников, можно смело сказать, что использование мимических этюдов в нашей работе приносит очень хорошие результаты. Для этого мы учимся с различным выражением читать одно и то же стихотворение: радостно, грустно, удивленно и т. д. В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния.

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убежден, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его легкой социализации, беспроблемного общения. Именно поэтому мы даем рекомендации родителям: уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и физических способностей ребенка. Для этого им необходимо как можно больше времени проводить с собственным ребенком, не позволяя ему уткнуться в гаджеты. Создавать в семье теплую атмосферу, объяснять ребенку принципы существования в обществе, разбирать вместе с ним различные жизненные ситуации. Развивать у дошкольника позитивные черты характера, учить делать полезные поступки, проигрывать вместе с ребенком различные эмоции, стоя у зеркала. Разумеется, все вышеприведенные советы и рекомендации способны дать желаемый эффект только в том случае, если родители не будут жалеть времени и сил для занятий со своим ребенком. Родителям важно понимать, что в одиночку детям совершенно невозможно справиться со своими проблемами, а при поддержке старших они порой способны творить чудеса. Понятно, что при сегодняшнем сумасшедшем темпе жизни все очень заняты. Но все же, несмотря на усталость и плохое настроение, нужно постараться уделять ребенку как можно больше внимания. Попытаться сделать климат в семье эмоционально комфортным и максимально благоприятным для его развития.

Трудовая и творческая деятельность также помогут формированию эмоциональных переживаний : – радости от успеха – вдохновению – сочувствию сверстникам – удовлетворению или недовольству результатом. В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир. Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при помощи разных видов воздействия, отдавая предпочтения игровым методам. «Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке — его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость, и эмоциональность — ведут к развитию его талантов и характера.

Конспект совместной деятельности

педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР

«Путешествие в Страну эмоций»

Цель: развитие эмоциональной сферы и компетентности дошкольников, формирование доброжелательных, дружеских взаимоотношений в коллективе, среди сверстников, а также с взрослыми.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с миром эмоций, формировать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме;

- закрепить умение ребенка, понимать свои эмоции и понимать эмоции и чувства окружающих людей;

-совершенствовать коммуникативные навыки детей;

- воспитывать доброжелательность, сочувствие, уважение к личности товарища и принятие индивидуальности каждого ребенка.

Ожидаемые результаты:

- понимают свои эмоции и эмоции других людей;

- способны сдерживать себя и выражают свои эмоции в социально приемлемой форме;

- выражают доброжелательность в общении с детьми и с взрослыми.

Предварительная работа:

1. Подготовительный этап :

- изучение литературы (см. перечень используемой литературы)

- изготовление наглядно-тематического материала;

- обогащение предметно-пространственной среды;

2. Практический этап:

– беседа с детьми о чувствах, эмоциях;

- игры-телесные, мимические, эмоциональные;

- чтение художественной литературы -сказка «Буратино»

3. Итоговый этап:

- проведение совместной деятельности;

Материалы и оборудование: цветные карточки с изображением разных эмоциональных состояний, фотографии героев сказки «Буратино», картинки грустного короля и королевы, стулья по количеству детей, столы, мяч, картинки с изображением эмоций, красный волшебный мешочек, карточки-пиктограммы с заданием, смайлики-пиктограммы из бумаги с эмоциями, черный-плащ, радостные смайлики по количеству детей.

Формы работы с детьми : подгрупповая.

Время проведения: 25 минут.

Наполняемость группы : от 4 до 7 детей.

Ход занятия:

I. Вводная часть. Приветствие

Дети вместе с педагогом заходят в группу и становятся в кружок.

Психолог:

- Добрый день ребята, я рада сегодня вас всех видеть, какое у вас сегодня настроение? Давайте друг с другом поздороваемся и поделимся своей добротой, будем передавать мяч и говорить: «Здравствуй Настенька, я рада тебя видеть. Привет Леша, как здорово, что ты здесь».

А теперь мы вместе произнесем:

Добрый день! Добрый день!

Солнце, свет, земля!

Очень рады видеть вас

Мои друзья и я!

Психолог: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в «Страну эмоций». А на чём мы можем отправиться в путешествие?

(Дети перечисляют- самолет, поезд, автомобиль).

А посмотрите на, что это похоже (стулья поставлены как места в автобусе и есть место для водителя). Правильно - это автобус! Давайте отправимся в путешествие на этом волшебном автобусе!

Психолог: На колесах едет дом.

Люди могут ездить в нем,

По бокам – большие окна,

Сверху крыша, чтоб не мокнуть.

Дом автобусом зовут,

У него есть свой маршрут.

II. Основная часть

Игра «Подбери маску»

Психолог:

Вот мы с вами приехали в «Страну эмоций». Я вам сейчас буду открывать красный волшебный мешочек,а вы будете по очереди на ощупь доставать смайлики и показывать эмоцию ту которая вам попалась, а мы попробуем отгадать эмоцию и определить настроение. Дети делятся своей эмоцией. «Кто изображен на картинке? В каком он настроении? Как вы думаете, почему у него такое настроение?».

Задаем наводящие вопросы: «Внимательно посмотрите, он улыбается? Ей радостно? Или она сердится? Какие у нее глаза? Веселые или испуганные?».

Просим детей рассказать, когда у тебя было такое настроение: «Когда тебе грустно? Страшно? Когда ты чего-то боишься? А когда у тебя был самый радостный день?»

Лучше не выводить детей из их эмоционального переживания, а дать детям выговориться. Вопросы нужно задавать очень осторожно, учитывая эмоциональные реакции ребенка.

(Дети изображают себя в образах и сопоставляют свое настроение с настроением других детей в группе)

Игра «Подумай и ответь»

Сейчас мы поиграем. У меня есть фотографии с изображением героев из сказки «Буратино» (радостный Буратино, грустный Пьеро, злой Карабас, удивленная Мальвина) Нужно рассказать какое настроение у каждого героя и выбрать подходящую пиктограмму смайлика к герою сказки.

1. Пиктограмма «Радость».

2. Пиктограмма «Удивление».

3. Пиктограмма «Грусть».

4. Пиктограмма «Злость»

- Какие вы молодцы! Все дружно справились!

Расскажите какой герой вам больше понравился?

(Ответы детей Буратино, Мальвина)

Какое становится настроение у вас, когда вы смотрите на Буратино?

(Ответы детей –веселое, радостное)

Какое у вас становится настроение, когда вы смотрите на Мальвину?

(Ответы детей-задумчивое, интересное, удивительное, хорошее)

Физкультминутка «Как живете?»

- Как живете? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)

- Как плывете? - Вот так! (Руки перед грудью из центра в сторону)

- А бежите? – Вот так! (Бег на месте)

- Вдаль глядите? – Вот так! (Руки прикладывают козырьком к глазам)

- Ждете обед? – Вот так! (Подпирают рукой щеку)

- Машете вслед? – Вот так! (Машут рукой)

- Утром спите? – Вот так! (Руки под щекой)

- А шалите? – Вот так! (Надувают щеки, хлопают по ним руками)

- Здорово у нас получилось!

Скажите вам понравилась такая физкультминутка? (Дети отвечают) А какое упражнение было самым забавным –покажите? (Дети показывают)

Пальчиковая гимнастика «Грустные пальчики»

Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Очень встретиться хотят, (поворачивают кисти рук вправо-влево)

По дорожке побегут (обеих рук «бегут» по столу)

В гости все они придут. (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливают кончиками пальцев друг на друга)

Телесно-ориентированное упражнение «Погода».

Дети разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Педагог-психолог предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

Расскажите, что вам больше понравилось, ласковый ветер или град?

(Ответы детей-ласковый ветер)

Что вы почувствовали, когда стало светить ласковое, теплое солнышко?

(Ответы детей-стало хорошо, ярко, уютно)

Скажите пожалуйста, вас такое солнышко согрело?

(Ответы детей-как будто согрело, стало тепло)

Упражнение «Дорисуй смайлик»

Психолог: сейчас я раздам вам карточки –пиктограммы с заданием. Я их рисовала, но не успела их дорисовать и разукрасить. Посмотрите внимательно и определите, какому смайлику, чего то не хватает, какого он цвета. Посмотрите на образец

(радость-желтый, грусть-синий, спокойствие-зеленый, злость-красный, страх-коричневый, удивление-сиреневый).

(дети садятся за столы и выполняют задание)

Какие вы молодцы, справились с заданием!

Какого цвета смайлик у вас вызвал радость?

(Ответы детей- желтый)

Какой смайлик самый темный?

(Ответы детей- коричневый)

А что означает зеленый смайлик?

(Ответы детей-спокойствие)

Игра «Успокой короля - королеву»

- А сейчас мы с вами поиграем. К вам в гости пришли из грустной страны король и королева (показ картинки короля и королевы) Какое у них настроение?

(Ответы детей-грустное, мрачное, невеселое)

Дети а что мы можем сделать, чтобы они были добрыми и веселыми. (Пожалеть их и сказать добрые слова). Давайте каждый из вас будет превращаться в грустного короля или королеву, а мы будем жалеть их. Выбирается ребенок-король (королева, надеваем черный-плащ, остальные дети жалеют короля - королеву (вспоминая - добрые слова).

Давайте попрощаемся с королем и королевой, и отправимся назад на нашем волшебном автобусе в наш детский сад.

Психолог: На колесах едет дом.

Люди могут ездить в нем,

По бокам – большие окна,

Сверху крыша, чтоб не мокнуть.

Дом автобусом зовут,

У него есть свой маршрут.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Психолог:

Ну, вот и закончилось наше необычное путешествие в «Страну эмоций» Давайте займем места в волшебном автобусе и отправимся в наш детский сад.

- Итак, ребята, давайте по очереди назовем все эмоции и настроения, которое было сегодня на занятии у смайликов? (Дети называют).

- А какие эмоции вызвало у вас наше сегодняшнее занятие, какое у вас было настроение? (Дети отвечают).

- Мне очень хочется, чтобы сегодняшнее ваше настроение продлилось на весь день, давайте встанем в круг, и по кругу передадим это хорошее настроение (Дети встают в круг и «передают» улыбку по кругу).

- Дети чтобы у вас было побольше положительных эмоций, я каждому дарю частичку радости – веселого смайлика чтобы, когда вам станет грустно вы посмотрели на него и улыбнулись!

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят дети на занятии:

1. Дети научатся понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.

2. Научатся выражать собственные эмоции.

3. Научатся управлять своими эмоциями и чувствами.

Список литературы:

1. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей /Сост. С. Е. Гаврина и др. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 16 с.

2. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка : структура, методы обучения, коррекции и развития. – М., 2014. – 304 с.

3. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2016. – 144 с.

4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Генезис, 2015. – 208 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Стена эмоций» в кабинете педагога-психологаДидактическое пособие «Стена эмоций» в кабинете педагога-психолога Дидактическое пособие, игра «Стена эмоций" Цель данного пособия: Обучение детей «языку чувств» с помощью мимики, пантомимики, умению определять.

Фотоотчёт о совместной деятельности психолога с детьми старшей группы «Такой удивительный мир эмоций»Фотоотчёт о совместной деятельности психолога с детьми старшей группы «Такой удивительный мир эмоций» Фото отчёт совместной деятельности психолога с детьми старшей группы «Такой удивительный мир эмоций» Эмоция – это наши настроения и переживания,.

Конспект ООД педагога-психолога «Путешествие в страну знаний» в подготовительной группе Цель: - создать эмоционально-положительную атмосферу в детском коллективе; - закрепить знания детей об эмоциях; - продолжить формировать.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Цель: Пробудить интерес к народным традициям.

Конспект занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группыКонспект занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группы Конспект занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группы. Цель: - Познакомить детей с разными проявлениями эмоций; -Учить детей.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Путешествие в страну Транспорта» образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Путешествие в страну Транспорта». Уважаемые родители.

Открытое занятие педагога-психолога «Путешествие в сказочную страну»Открытое занятие педагога-психолога «Путешествие в сказочную страну» Цель: формирование дружественных и толерантных отношений между детьми. Задачи: • расширить представления о дружбе; • формировать нравственные.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»
Опубликовано: 20 марта 2023 в 09:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»» (включая файлы) размещена пользователем Жукова Марина Фиркатовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД