Получи документы

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ путем приобщения к культуре и народным традициям через проекты

Елизавета
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ путем приобщения к культуре и народным традициям через проекты

Лучшая практика по духовному и нравственному воспитанию.

«Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ путем приобщения к культуре и народным традициям через проекты»

Елизавета Андреевна Полубояринова, воспитатель

Государственное бюджетное образовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа-интернат г. Данкова»

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ путем приобщения к культуре и народным традициям через проекты» размещена в разделах

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества. Духовно-нравственные качества личности закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках социокультурной среды. Поэтому базой для формирования нравственных качеств являются чувства любви и привязанности к культуре чтимых народных традиций. Наблюдая за взрослыми, сверстниками, общаясь с ними, школьник перенимает закреплённые в культуре способы взаимодействия людей и действия с предметами, усваивает систему нравственных и эстетических эталонов, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся личности. Задача педагога – сохранить и передать нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Для этого нужно познакомить обучающихся с этими обычаями и ценностями.

В силу психофизиологических особенностей дети с ОВЗ не могут в полной мере и осознанно воспринимать и усваивать информацию. Наглядно-действенный образ мышления, характерный для таких детей, наилучшим способом проявляется в проектном методе, где дети могут проявлять творчество (прикладное, художественное, музыкальное и т. д.) Проектный метод хорош еще тем, что предполагает активное участие всех членов образовательного процесса: и обучающихся, и его семей, и педагогов. Путем решения поставленных задач всеми участниками проекта происходит формирование тех нравственных качеств, которые выступают наивысшей ценностью человеческого общества через приобщение к культуре, народным традициям. Это совместные концерты, выставки, конкурсы, фестивали и праздники (участие в творческом конкурсе «Красота Божьего мира», Рождественский фестиваль.). А также участие в просветительских акциях, тематических нравственных внеклассных занятия, этических беседах, праздничных поздравлениях одноклассников, педагогов, тренинги нравственного самосовершенствования, посещение музеев, выставок, экскурсий по храму, проводимые преподавателями воскресной школы и настоятелем храма.

С технологией разработки проектов знакомилась на семинарах школьного методического объединения «Школа педагогического мастерства», осваивала технологию при организации воспитательной работы с обучающимися.

В моей группе были организованы проекты, приуроченные к тематическим праздникам, согласно календарю образовательных событий. Проект «Моя Семья». Совместно с воскресной школой был организован проект «Приходите к нам на Рождество!».

Образовательный проект «Моя Семья» позволил создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении; сформировать у обучающихся интерес к своей семье, профессии родителей, их интересам и увлечениям сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи и их деятельности. Этот творчески-познавательный проект, в ходе которых, родители, воспитанники и педагоги с интересом участвовали в подготовке и праздновании Дня семьи. В ходе реализации проекта были организованы совместные выставки творческих работ, просветительская акция, изготовлены подарки для родителей.

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проекта осуществлялась по нескольким этапам. На первом этапе – подготовительном, все участники знакомились с целями и задачами, разрабатывали план реализации проекта. Родители воспитанников проходили анкетирование, опрос. Мной были подготовлены для родителей консультации, памятки, буклеты. Определяли сроки реализации проекта. Затем разрабатывался план движения к цели, были привлечены специалисты: музыкальный руководитель, учителя – дефектологи, медицинские сестра, а также социальные партнеры – педагог-катехезатор, служители церкви и работники детской библиотеки к осуществлению соответствующих разделов проекта. Проводились беседы на темы: «Обычаи и традиции в нашей семье», «Профессии в моей семье», «Наша дружная семья», «Выходной день в моей семье», «Я- помощник»; чтение художественной литературы о семье, рассматривание картин и альбомов с сюжетами о семье. На основном этапе в условиях семьи воспитанники моей группы и родители собирали информацию по темам проектов, совместно изготовляли газеты, поделки и т. д. Члены семей воспитанников принимали участие в конкурсах поделок, проводили беседы со своими детьми, подбирали фотографии для оформления фотовыставки в фойе. Создавались условия для воспитанников в группе, чтобы они могли поделиться полученной информацией, обсудить её между собой. Заключительный этап (представление проекта, рефлексия). Продуктом совместной проектной деятельности стали : праздники, выставки, семейные альбомы, сборники, конкурсы, создание социально-развивающей среды группы. Формирование познавательных и творческих интересов детей объединяет педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.

В ходе реализации проекта дети выясняли, как традиции в семье влияют на воспитание воспитанников; прослеживали, какие качества личности развиваются при соблюдении той или иной традиции.

Одной из задач духовно-нравственного воспитания является приобщение воспитанников к православной культуре и народным традициям.

На основе православных традиций формируется ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Проектная работа "Приходите к нам на Рождество!" началась в декабре, в преддверии Рождества. Естественно, было много приятных волнений от ожидания праздничных подарков. Переживаниями дети делились, и с детских ожиданий чуда началась наша деятельность, которая состояла из 4 этапов (рис. 1) : 1. "Давайте познакомимся!" (1-8 декабря) 2. Час общения "Традиции празднования Рождества" (8 - 15 декабря) 3. Акция "Христос Рождается - славите!" (10 января). Страница творчества (вне конкурса- весь декабрь) 4. Рождественский концерт (заключительный) (14 января).

На 1 и 2 этапах была организована встреча (знакомство) двух школ с педагогом–катехезатором М. С. Филатовой и настоятелем Покровского храма о. Николем, где обучающимся рассказали об истории праздника, о традициях и укладе в традиционной русской семье, для чего использовались дидактические материалы – презентация «Рождество Христово в России», а также литературное произведение, освещающее эмоциональную атмосферу праздника: М. Пришвина «Сочельник». После воспитанники в форме круглого стола анализировали историю появления праздника, выясняли, какие чувства вызывает этот праздник в душе и в сердце человека, что человек понимает под словом «чудо» и какие чудеса способны сделать человека лучше, а мир прекраснее.

В декабре был проведен мастер – класс, где воспитанники проявили своё творчество в продуктивных видах деятельности и делали различные виды ангелочков и поздравительные открытки.

На 3 этапе прошла Акция "Христос Рождается - славите!". Обучающиеся школ посетили с концертной программой Общество инвалидов, а также поздравили с наступающим Рождеством ветеранов труда подарив Рождественские открытки и ангелочков, сделанных своими руками.

И на заключительном этапе состоялся Рождественский концерт. В начале праздничного мероприятия прозвучал торжественный тропарь Рождества Христова, исполненный воспитанниками воскресной школы. С великим праздником всех присутствующих поздравила директор школы-интерната М. В. Аксенова, пожелав детям и взрослым крепкого здоровья, любви, радости и благополучия. На празднике присутствовал Благочинный Данковского района протоиерей Николай Стаднюк. Он рассказал историю пришествия на землю Спасителя и подчеркнул, что Он пришел для каждого из нас, показав нам пример великого смирения и любви. Зрители тепло приняли спектакль, поддержав юных актеров дружными аплодисментами. Оригинальный сценарий, красочные костюмы, выразительные музыкальные номера сделали театральную постановку интересной и запоминающейся. Праздник прошел в теплой душевной обстановке. В ходе праздника артисты и зрители вместе исполняли рождественские песни, переживали за сказочных героев, делали выводы из увиденного. И дети, и взрослые остались полны положительных, добрых впечатлений и эмоций.

Таким образом, именно в направлении духовно-нравственного роста каждого ребенка и всего коллектива в целом в моей группе ведется образовательно-воспитательная работа с интенсивным использованием проектного метода, направленного на формирование у детей таких качеств, как милосердие, сострадание, доброта, жертвенность трудолюбие и других необходимых составляющих полноценной личности.

Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования.

Приложение 1

Акция «Христос рождается – славите!»

Фон.

- В праздник Рождества Христова. Каждый дом наполняется радостью. На сердце тепло, все готово к празднику. В каждом доме люди зажигают свечи. Потому что в эту ночь наступает Рождество…

Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды. Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося любовь, мир, радость! Воспитанники школы – интерната, и воскресной школы Покровского храма подготовили для Вас сегодня праздничное мероприятие,

Встречайте…

(Выходят нарядные дети со звездой)

Ребенок 1: Ксения Гаврилова

Под покровом ночи звездной

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Ребенок 2: Лобов Миша

Кое-где огни по окнам,

Словно звездочки горят;

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят.

Ребенок 3: Кротов Дима

Под оконцами стучатся.

«Рождество Твое» поют

«Христославы! Христославы!»

- Раздается там и тут.

Ребенок 4: Гришин Иван

И в нестройном детском хоре,

Так таинственно чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

Колядки

Фон 1.

Ведущая :

Добрый день всем добрым людям! Пусть веселым праздник будет, С Наступившим Рождеством вас поздравляем, Счастья, радости желаем! Холодно… Мороз пощипывает щеки. Снег скрипит под ногами, пушистыми хлопьями падает на землю, искрятся снежинки. Витрины магазинов, дома и храмы украшены гирляндами, еловыми ветками и поздравлениями. Рождество. Святки. Крещение. Ожившая сказка. Рождество – праздник традиционно семейный, одухотворённый, время, когда забывались все неприятности. Оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько светлого и доброго с великой любовью дарит нам Господь. Так пусть же сегодня всем зрителям подарит радость наш подарок - волшебная музыка.

(Муз школа «красивая мелодия»)

Фон 1

Ведущая: Праздник Рождества Христова – самый светлый радостный день для людей. Именно в этот день родился у Девы Марии Сын Иисус Христос – Спаситель мира. А было это так.

Однажды римский правитель Август приказал переписать все иудейское население. Каждый житель должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария пошли из Назарета на родину своих предков, в город Вифлеем. Там все места в домах и в гостинице были заняты. Марии со старцем Иосифом пришлось остановиться на ночь в пещере, куда пастухи загоняли скот. В эту ночь и родился у Марии Младенец – Сын Божий. Она положила его в ясли, где обычно лежал корм для скота. Маленькие бычок и ослик согревали Младенца Иисуса своим дыханием, а Мама – Богородица – пела Ему колыбельную песню…

Под музыку выходят дети (7 человек) и читают стихотворение Саши Черного. Детей можно одеть в костюмы пастушков (3 чел, маски быка, собаки, ослика.

Фон 3.

В яслях спал на свежем сене

1. Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос.

2. Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся чуть дыша.

3. Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

4. Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком…

5. Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал.

6. «Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

7. А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей.»

Фон 1

Ведущая. Праздник Рождества в нашем сознании неразрывно связан с русской зимой. И пусть на дворе холодно. Но это не мешает нам искренне радоваться празднику? Наоборот, чем холодней за порогом, тем жарче бьются наши сердца… Тем радостнее звучат наши песни.

Песня 1 Песня Рождество Христово

Тихо шепчут, падая, снежинки,

Ночи мы дождемся серединки.

Праздник - перезвоном бьют колокола!

Светом переполнена столица,

Счастье в каждый дом уже стучится.

Время веселиться Рождеству пора!

Припев:

На золотых куполах белый снег разольется,

Тая от солнца, а может от веры людей!

На Рождество, если хочешь, и сказка проснется,

И новогодняя ночь будет солнца светлей!

Все мы веселимся, как умеем,

Только стать бы чуточку добрее,

Полночь - нужно главные сказать слова!

Скажем: чтоб удача не вильнула,

Друга чтоб беда не затянула,

Время все прощать и пожелать добра!

Припев.

Фон 1.

Пироги несём с печи!

Угощайтесь, люди добрые!

Пирогами угощаем,

С Рождеством, всех поздравляем!

(Дети дарят открытки, ангелочков).

Чаепитие

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ путем приобщения к культуре и народным традициям через проекты
Опубликовано: 31 октября 2022 в 19:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ путем приобщения к культуре и народным традициям через проекты» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД