Папки-передвижки

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Кибец Марина Юрьевна
Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

«Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Публикация «Анализ работы по самообразованию „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры: представления о семейном укладе и родном крае, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание ответственности, понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, требующий использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из таких форм работы, делающей общий результат наиболее эффективным, является ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным творчеством. Посредством чтения художественной литературы дети узнают о добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом произведения художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. А настоящего патриота невозможно вырастить без знания истории.

На протяжении всего учебного года в группе дошкольного возраста проводился ежедневный вечер чтения. Для чтения детям я подбирала как произведения, рекомендованные программой Вераксы «От рождения до школы», так и непрограммные произведения.

В результате ежедневного чтения дети научилась различать жанровые особенности произведений. Также у детей развилась способность испытывать сострадание и сочувствие героям книг. Я стараюсь читать детям книги выразительно, меняя интонацию голоса, дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Стараюсь выбирать книги в красивом оформлении, с цветными иллюстрациями, тем самым поддерживать интерес к книге. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой. С помощью этих книг в течение года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности: «Добрые дела»; «Вежливая просьба» ( Цель: раскрыть детям смысл понятий «доброжелательность», «вежливость», «взаимопомощь», «бережное отношение к вещам»); «Спасибо за правду» ( цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь) и многие другие. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им вопросы, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

В сентябре была проведена литературная викторина «В гостях у сказки». В ходе викторины обобщили знания по русским народным сказкам. Рассмотрели понятие «Доброта», «Что такое дружба», познакомились с пословицами и поговорками на нравственные темы, обсудили их. Вместе с детьми, выучили пословицы и поговорки о доброте.

В октябре провела беседу «Волшебные сказки», объяснила почему сказки называют волшебными, учила радоваться, когда добро побеждает над злом. Детям были прочитаны сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя». Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены ряд занятий: «Наша Родина Россия», «Природа родного края» (просмотрели презентацию). С детьми была проведена беседа и оформлен стенд на тему «Наша Родина – Россия». Дети посетили библиотеку, где узнали много интересного о нашей замечательной стране. В ноябре я познакомила детей с былинами, сказаниями, притчами. Мы прочитали былину «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», познакомились с репродукцией Васнецова «Три богатыря».

Начиная с декабря, более углубленно начали знакомиться с великими православными праздниками. При ознакомлении с православным праздником Рождества Христова, рассматривали иллюстрацию, посмотрели презентацию «Как встречают новый год в разных странах». Итогом по ознакомлению с праздником Рождества в группе стало выполнение коллективной работы по изготовлению игрушек из соленого теста, украшение ими елочки в группе к празднику Рождества, а также выставка совместных поделок с детьми по теме православного праздника Рождества «Новогодние елочки».

В феврале познакомила детей с народной игрушкой «Русская матрешка». Приобщала детей к русской национальной культуре, народному творчеству. Дети проявляли интерес к народной игрушке, фольклору России, мы украсили сарафан матрешки горошком, узорам.

В марте мы выучили стихотворения разных авторов о весне. Это и А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», и Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», и П. Соловьева «Ночь и день». Провели игровой досуг «Весна идет, весне дорогу» где с детьми закрепили русские хороводные, подвижные игры, считалочки, потешки. Детям были прочитаны сказки: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинского.

В апреле было проведено досуговое занятие, посвященное Дню космонавтики, где дети рассказывали стихи о космосе, рассматривали иллюстрацию о космосе. Рисовали рисунки космос.

Также детей познакомила с весенними православными праздниками. Были проведены ряд занятий о праздниках: «Вербное Воскресение», «Благовещение», «Пасха». Дети узнали много интересного об этих праздниках. Закреплением знаний об этих православных праздниках послужили занятия по художественно – эстетическому развитию: дети лепили, рисовали веточки вербы, изготавливали поделки птиц из ткани, бумаги в технике оригами к празднику Благовещения. К Пасхе дети расписывали яйца, рисовали куличи, играли в пасхальные игры.

В мае были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т. д. познакомила детей с подвигом воинов- защитников. Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины. Дети приняли активное участие в открытом городском патриотическом конкурсе чтецов «Победа в сердце каждого живет» Награждены дипломом лауреата 3 степени Евхут Иван; Дипломом 3 степени Пчельников Сергей и Протасов Богдан. Все дети группы приняли участие в акции окна Победы. Принимали участие в краевом смотре самодеятельности «Надежда, Вдохновение, Талант» конкурс детского рисунка «Мой прадед» Евхут Умар, награжден дипломом.

Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям произведений. Дети учились пересказывать фрагменты прочитанного, закрепляли их названия. В группе создан уголок народного творчества для ознакомления детей с народным творчеством и традициями. Уголок постоянно пополняется новыми наглядными пособиями. Также группе создан центр «Библиотека», который знакомит детей с русскими народными сказками, рассказами писателей, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов. Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к взрослым, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

За 2019-2020 учебный год мною была изучена следующая методическая литература:

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб. : 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

7. Зеленова, Н. Г. Пособие для воспитателей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. Мы живем в России. Гражданское - патриотическое воспитание дошкольников

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 августа 2020 в 03:18
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД