Папки-передвижки

Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР (10 фото)

Светлана Розе
Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР

Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР.

Сегодня речь пойдет о таком направлении работы с детьми как словарная работа – расширение и активизация словарного запаса, развитие его качества и функциональности. Согласитесь, это актуальная проблема, недостаток словаря сигнализирует о недоразвитии речи или нарушения психического развития ребенка.

Публикация «Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР» размещена в разделах

Слово – единица языка, выражающая понятие. Оно всегда несет смысловую нагрузку и имеет определенное звуковое оформление. Развитие словаря зависит от многих факторов, одним из которых являются уровень развития мышления ребенка. К примеру, обобщающие слова становятся доступными пониманию и употреблению лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения. После 3-х лет детям становятся доступными слова обобщающего значения (мебель, посуда, ходьба, плавание, желтое, красное) к 5-6 годам – слова, обозначающие родовые понятия для обобщающих слов (растения это деревья кустарники, травы; вещи – это одежда, посуда, игрушки; плоды – это овощи, фрукты, злаки; движение – это полет, плавание, бег; цвет – это белизна, синева и т. д.)

Недостаточное развитие словаря, пожалуй, самая распространенная проблема в речевом развитии детей. У детей с ОНР отмечается дефицит не только обобщающих слов, но и слов наименований ягод, птиц, деревьев, частей предметов. У детей с ЗПР, в силу особенности развития интеллекта, недостаток словаря проявляется в неточности употребления обобщающих слов (домашние животные – это добрые животные).Трудно дается выделение существенных признаков предмета, различение существенных и малозначимых признаков (похожие предметы воспринимаются как одинаковые – кружка, стакан – это чашка). Расширяются обобщающие понятия: овощи – продукты; или подменяются функциональным определением (фрукты – их едят для здоровья).

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля или образования слов, связанных по смыслу. Такому развитию способствуют в ряду различных технологий игры с кругами.

«Круги Эйлера» изобретены Леонардом Эйлером, представляют графическую схему, позволяющую наглядно отображать отношения между понятиями или множествами. Используются в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях. Используются игры с кругами и в дошкольном образовании.

Традиционный вариант использования кругов Эйлера в работе с дошкольниками описан в книге «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра. Данный цикл математических игр проводится с геометрическими фигурами разного цвета и размера. Из практики убедилась, что начиная с кругов, квадратов, треугольников красного, синего и зеленого цвета, большого и маленького размера, детям легче усвоить смысл игры, научиться обобщать фигуры в группы по определенному признаку.

Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР

Развивая данную технологию, заменила фигуры картинками разной лексической тематики, разнообразным звуковым наполнением.

Изначально с детьми проводятся игры с одним кругом, в которых дети практикуются в отрицании определенного свойства с помощью частицы «не», классифицировать предметы по одному заданному признаку.

Игровое действие заключается в размещении внутри круга предметов с определенным признаком – домашние животные, а предметы, у которых этот признак отсутствует, выкладываются за кругом. При анализе результата распределения карточек с изображением разных предметов, дети без особого труда могут обобщить предметы, оказавшиеся внутри круга. Однако обобщить предметы, лежащие вне круга, дети на первых порах затрудняются. Следует провести 3-5 серий подобных игр, чтобы закрепить умение детей обобщать предметы, отрицая заданный признак, называя их одним словом: «НЕ красные», «НЕ большие», «НЕ игрушки», «НЕ летают», «НЕ домашние животные» и т. д.

Фото №1 Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР

Эффективно использовать игры с одним кругом при обучении грамоте или коррекции звукопроизношения. Игровое действие будет заключаться в проговаривании и размещении внутри круга картинок, в названии которых имеется определенный звук, в нашем случае «С», или какой-либо слог, или количество слогов.

Фото №2 Сегодня речь пойдет о таком направлении работы с детьми как словарная работа расширение и активизация словарного запаса развитие его качества и функциональности

После того, как дети освоили игру с одним кругом, можно вводить варианты игры с использованием двух кругов.

Цель игры «Два круга» - формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум признакам, уточнение обобщающих понятий.

В игре с двумя кругами, предметы распределялись в кругах с учетом двух признаков. Появляется область пересечения кругов, в ней должны расположиться предметы, обладающие двумя признаками. То есть, один и тот же предмет может иметь оба заданных признака, например, и красный и овощ. То есть, в круги попадают предметы (или картинки, принадлежащие к определенной лексической группе, обладающие или нет определенным качеством (цвет, форма, материал)

Фото №3 Согласитесь это актуальная проблема недостаток словаря сигнализирует о недоразвитии речи или нарушения психического развития ребенка

При формировании и уточнении у детей понятия «птицы» рекомендуется выделить тех птиц, которым свойственно плавать. Поэтому второй круг может объединять предметы, обладающие вторичным признаком – «могут плавать». В данном варианте игры дети наглядно видят, что птицы разделились на водоплавающих и не водоплавающих. В свою очередь, водоплавающие птицы, объединились в кругу с другими предметами (рыбами, транспортом, животными) по признаку «могут плавать». Отдельно анализируется содержание как области пересечения кругов – это и «птицы» и они «могут плавать», так и область за кругами – это и «НЕ птицы» и «НЕ могут плавать».

Фото №4 Публикация Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР размещена в разделах ЗПР

Подобным образом подбираются варианты игр с двумя кругами при формировании правильного звукопроизношения у детей и обучении грамоте, например при определении наличия или дифференциации звуков.

Круги можно располагать по-разному, и это позволяет решать другие задачи. Например, формируя у детей понятие растения, круг, который принимал деревья, находился внутри круга, который принимал все растения. Дети делали вывод, все деревья – растения, но не все растения – деревья. Расположив вне кругов части растений, например, листья, семена, плоды, можно дифференцировать понятия «часть» и «целое».

Фото №5 Задержка психического развития Множества ОНР

Цель игры «Три круга» - классификация предметов по трем признакам (свойствам, формирование логической операции, обозначаемой союзом «и» или «но».

Круги пересекаются и образуют области, лежащие в двух или даже в трех кругах. Рассмотрим практическое использование кругов напримере: желтый круг принимает «желтые» предметы, красный круг – «съедобное», синий круг – «растения». Область 4 лежит в желтом и красном кругах, значит, здесь будут располагаться и «желтые», и «съедобные» предметы, но не «растения». Область 5 принимает и «съедобное», и «растения», но не «желтое». Область 6 принимает и «желтое», и «растения», но не «съедобное». Область 7 принимает и «желтое», и «съедобное», и «растения». Область за пределами кругов 8 принимает все не «желтое», не «съедобное», и не «растения». (слайд) Чтобы найти место картинке «сливы» следует рассуждать так: сливы – «съедобные», НО «НЕ желтые» и «НЕ растения», положу в красный круг, в область 2.

Фото №6 Общее недоразвитие речи Работа с Особыми детьми Фото №7 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Темочки Слово единица языка выражающая понятие

После распределения всех картинок детям задаются вопросы, помогающие закрепить понимание принципа обобщения предметов, или исключения их из обобщаемой группы. Дети вновь проговаривают свои умозаключения. При этом, произнося названия картинок, дети закрепляют правильное произношение звуков «Л» и «ЛЬ».

Рассмотрим другие варианты расположения кругов. Один большой круг может вмещать в себя малые круги полностью или частично. У детей с нарушениями в развитии трудно формируются родовые понятия и принципы классификации внутри этого понятия. Так понятие животные, к примеру, включает группы животных обитающих в жарких странах или на севере.

Фото №8 Оно всегда несет смысловую нагрузку и имеет определенное звуковое оформление

Или, закрепляя умение обобщать предметы одежды, детям предлагается разделить их по звуковому наполнению со звуком «Ш» и со звуком «С».

Фото №9 Развитие словаря зависит от многих факторов одним из которых являются уровень развития мышления ребенка

В общей сложности кругов может быть и более трех, но следует понимать, что дошкольнику очень сложно удерживать и распределять внимание между всеми установками, или правилами игры.

Таким образом, условия игры позволяет объединять сенсорику, лексику и звуковую культуру, в то же время дает возможность развивать у детей неформальное мышление, произвольность и устойчивость процессов внимания, умение рассуждать и делать выводы.

Игры с кругами отвечают принципам комплексности и интегративности, прекрасно вписываются в образовательные разделы «Программы», отвечают требованиям ФГОС, становятся помощниками думающего, увлеченного педагога.

Используемая литература:

- А. А. Столяр «Давайте поиграем» Москва «Просвещение» 1991г.

- О. Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх»

Санкт-Петербург детство пресс 2011.

Публикации по теме:

Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Семинар на тему: “Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста с ОВЗ” Тема: “Использование арт-терапии в работе.

Использование арт-терапии в работе с одаренными детьми «Использование арт-терапии в работе с одаренными детьми». Цель – познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий.

Использование детских презентаций в работе с детьми Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать.

Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Уже сегодня.

Использование инноваций в работе с детьми Использование инноваций в работе с детьми Современные условия таковы, что традиционное обучение в ДОУ не соответствует настоящим требованиям.

Использование музыки в работе с детьми-аутистами Использование музыки в работе с детьми аутистами. На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми Спорт – это жизнь, а не игра! Спорт – распорядок дня с утра! Спорт – дисциплина, тяжкий труд! Это праздник и триумф! Ты должен добежать,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка ]Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка В России сложилось единое образовательное.

Использование кругов Луллия как средства формирования познавательного интереса детей Использование кругов Луллия как средства формирования познавательного интереса детейНа сегодняшний день существует множество методик, технологий,.

Использование пескотерапии в работе с детьми с ОВЗ - Мама, если я возьму уголек, у меня получиться цветок? - Нет, ты только испачкаешься или обожжешься. (Из разговора мамы с сыном во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 09:44
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Розе в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД