Лучший педагог года

Закономерности психического развития детей раннего возраста и как они влияют на последующее развитие

Усова Татьяна
Закономерности психического развития детей раннего возраста и как они влияют на последующее развитие

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребёнка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и пр. Создание необходимых условий для полноценного развития всех сторон психики приобретает в этот возрастной период особое значение. Чтобы создать эти условия необходимо, прежде всего, знать закономерности психического развития ребёнка в раннем возрасте.

Публикация «Закономерности психического развития детей раннего возраста и как они влияют на последующее развитие» размещена в разделах

Первый год жизни – период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребёнка. В 3-4 месяца младенец воспринимает окружающий мир и близких взрослых совершенно не так, как в 9-10 месяцев. Столь быстрые качественные изменения дают основания для подразделения младенческого возраста на два периода развития-первое и второе полугодия жизни.

В первом полугодии (от 1до 6 месяцев) ведущей деятельностью младенца является непосредственно- эмоциональное (ситуативно – личностное) общение с взрослым, в результате которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка.

Такое общение состоит в обмене положительными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. Ребёнок стремится находиться в поле доброжелательного внимания взрослого, ему очень нравятся его ласковые слова, прикосновения, улыбки.

При благоприятных условиях воспитания на 2-3 неделе жизни ребёнок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением. В конце

первого месяца малыш уже может установить контакт с взрослым взглядом «глаза в глаза» и отвечать на его обращения улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения.

В течение 4-5 последующих недель младенец быстро овладевает разнообразными средствами контакта. Он все увереннее отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на расстоянии.

С 3 месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, голос и т. д. Эти проявления складываются в целостную структуру

поведения, получившую название «комплекс оживления». Комплекс оживления характерен именно для младенцев первого полугодия жизни (от2 до 6 месяцев).

Если взрослые в этот период не обеспечивают полноценные условия воспитания, а ограничивают взаимодействие с младенцем удовлетворением его физиологических нужд, не проявляя при этом любви, ласки, отзывчивости, сроки появления общения у ребёнка задерживаются, отмечаются низкая инициативность, бедность эмоциональной сферы. Такой младенец вял, пассивен, у него отсутствует познавательная активность по отношению к предметному миру. Всё это ведёт к задержке и искажению дальнейшего хода развития. При благоприятных условиях общения создаются возможности для разностороннего психического развития ребёнка : познавательного, эмоционального, предречевого развития.

Для полноценного психического развития ребёнка в первом полугодии его жизни помимо общения с взрослым необходимым является создание условий для развития познавательной активности по отношению к предметному окружению.

Познавательная активность ребёнка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в поле его зрения, стремлении познакомиться с ним всеми доступными средствами: зрительными, оральными (с помощью рта, мануальными (с помощью рук,а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.

В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребёнок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве.

С помощью рта младенец также получает много информации : дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесённому ко рту, любят сосать соску, кулачки, пелёнку.

При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребёнка, совместном с взрослым их восприятии) в 2-3 месяца к обследованию подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пелёнке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребёнок научается координировать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, хватать его. К 4 месяцам он может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает. С

момента целенаправленного хватания предмета начинается развитие предметно – манипулятивной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе.

Таким образом, показателями благополучного психического развития ребёнка в первом полугодии жизни будут высокий уровень развития общения ребёнка с взрослым и появление познавательной активности малыша по отношению к предметам.

Во втором полугодии жизни средоточием интересов ребёнка становится предметное окружение во всем его многообразии. Младенец познает окружающий мир предметов активно действуя с ними. Он пытается исследовать любую вещь, которая попадает в поле его зрения и до которой он может дотянуться, будь то игрушка. Картина на стене, телефон, кастрюля, книга или мамины украшения.

Ребёнок активно использует ориентировочные действия (трогает руками, берёт их в руки, в рот, царапает, рассматривает, кусает, лижет, ощупывает, совершает простые манипуляции с предметом (постукивает, бросает и поднимает, размахивает, двигает в различных направлениях и т. д.).Такие действия называются неспецифическими, так как ребёнок проделывает их с любыми предметом, независимо от его физических свойств и функций.

Постепенно младенец научается действовать двумя и более предметами, пользуясь обеими руками, соотносить свои действия с их физическими свойствами и функциями. Ребёнок катает круглые предметы (мяч, шарик, катушку, растягивает резинку, верёвку, сжимает резиновые игрушки, извлекая из них звук, вынимает из коробки и вкладывает в неё мелкие предметы, расчленяет и соединяет детали предметов. Эти действия называются специфическими.

К концу первого года младенец начинает осваивать специфические действия с бытовыми предметами (ложка, чашка, расчёска). Данными действиями ребёнок не может овладеть самостоятельно. Только при взаимодействии с взрослым ребёнок может получать образцы культурных действий – есть ложкой. Причёсывать расчёской куклу., баюкать её, поить из чашки и т. д.

Самостоятельно совершая разнообразные действия с предметами, ребёнок знакомится с их различными свойствами, постигает причинно – следственные связи между своими действиями и их последствиями (ударяет по столу кубиком – слышит звук, выпускает из рук ложку – она падает и звенит, мнет или рвёт бумагу – она шуршит и изменяет форму). Так в процессе предметно – манипулятивной деятельности развиваются познавательные процессы и расширяются представления ребёнка о мире вещей.

Взрослый по – прежнему является неиссякаемым источником внешних впечатлений для младенца. Но теперь в центре внимания находятся предметы в руках взрослого и его действия с ними. Ребёнок с интересом наблюдает за действиями взрослого, присоединяется к ним, пытается подражать, побуждает взрослого приблизить недоступные предметы, повторить понравившееся действие. Содержанием общения становятся предметные действия.

Стремление ребёнка к совместной с взрослым деятельности делает необходимым обогащение средств общения. Использование взрослым речи в ходе совместных действий обостряет у ребёнка необходимость в её понимании и активном овладении словом.

На протяжении второго полугодия жизни понимание речи нарастает высокими темпами. При благоприятных условиях воспитания к концу года ребёнок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных. По просьбе взрослого он выполняет простые инструкции (дай, покажи, возьми, положи и др., совершает несложные игровые действия («ладушки», «сорока» и др.). Одновременно обогащается лепет ребёнка, которым он сопровождает свои действия и иногда пользуется в общении с окружающими. К концу года появляются первые слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т. д.). Постепенно младенец начинает различать поощрения и порицания взрослых

(радуется при похвале, чуть позже – огорчается при порицаниях).

К концу года ребёнок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого, против ограничения активности и свободы перемещения, отстаивает своё право на выбор игрушек, действий с ними. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий – это первые проявления детской личности, ярко заявляющей о себе в период «кризиса первого года жизни».

Если взрослые в этот период не обеспечивают полноценные условия воспитания, не вступают в ситуативно – деловое общение с ребёнком, оставляют его подолгу наедине с игрушками, реализуя лишь эмоциональные контакты, то в последствии

ребёнок испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует общение, предпочитая в одиночку действовать с предметами. Он также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого : не пытается действовать по образцу взрослого, не ждёт от него оценки, не принимает помощи. Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие младенца. Неудовлетворённость

ребёнка в ситуативно – деловом общении в конце первого года жизни часто проявляется в капризах и непослушании во время режимных процедур (кормление, переодевание, укладывание спать).

Второй год жизни – новый этап в психическом развитии ребёнка. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, в процессе которой ребёнок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Ребёнка второго года жизни отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуёмном стремлении исследовать всё, что он видит, в сосредоточенности на действии с предметами. Предметная деятельность протекает как в форме самостоятельных действий с предметами, так и в совместной деятельности, сотрудничестве с взрослым.

В процессе общения с взрослым ребёнок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Так, в процессе ежедневных режимных моментов малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расчёской и т. д., в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с некоторыми сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками ребёнок начинает отражать доступными для себя способами часто наблюдаемые действия взрослых.

На втором году жизни взрослый выступает для ребёнка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами. Ребёнок постоянно обращается к взрослому с просьбами дать какой-то предмет, помочь собрать или разобрать игрушку, завести машинку, вместе поиграть в мячик и т. д. Взрослый является для ребёнка образцом действий, и малыш активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Основным объектом подражания становятся действия, в которых взрослый «читает книжку», «разговаривает по телефону» и т. д.

Маленький ребёнок очень чувствителен к оценке взрослого. Он хорошо различает положительную и отрицательную оценку своих действий. Похвала вызывает радость,

стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребёнка, иногда даже ведёт к

прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.

В этот период появляется повышенный интерес ребёнка к речи взрослого. Он пристально наблюдает за движением губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово, оставшись один, подолгу лепечет. И все же основной характеристикой речи на этом этапе остаётся понимание ребёнком речи взрослых. Если малыш адекватно откликается на инициативу взрослого, выполняет его просьбы и инструкции, лепечет, можно с уверенностью ожидать скорого появления активной речи.

Активная речь, как правило, появляется в 1.5 года. Дети, произносившие до этого отдельные слова и предпочитавшие общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и лепета, пробуют по собственной инициативе пользоваться речью. На смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. Произношение звуков и слов пока ещё несовершенно и часто непонятно не только посторонним, но и близким людям. Однако на протяжении второго года жизни артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.

К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые он наблюдал или видел на картинках. Он обращается с просьбами, задаёт вопросы, рассказывает о чём-либо.

Под влиянием взрослого ребёнок всё чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребёнка – процессуальная игра.

В этот же период складывается общение малыша со сверстниками.

Таким образом, сфера жизнедеятельности ребёнка обогащается всё новыми видами деятельности, но на протяжении всего раннего возраста решающее значение имеют его общение с взрослым и предметная деятельность.

На третьем году жизни ведущая форма общение ребёнка с взрослым остаётся прежней – ситуативно – деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве с взрослым. В то же время в этом возрасте в общении ребёнка с взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с развитием речи.

Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что общение становится не только предметно – действенным, но и речевым. Дети чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь. Развитие

активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем

психического развития ребёнка. Речь в этом возрасте включена в общение, она формируется и развивается, прежде всего, как средство общения с взрослым.

На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но приобретает новые черты. Для малыша становится значимым не только само действие, но и результат (например, важно подмести пол, а не просто изобразить движение руки с веником). Появление у ребёнка целеполагания, которое предшествует конкретному действию, становится важной вехой в развитии не только его предметно- практической деятельности, но и личности в целом.

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребёнку огромное удовольствие, даёт чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребёнок начинает повторять «Я сам»- и ограничить участие взрослых в своих делах.

Во второй половине раннего детства происходит отчётливая дифференциация предметной деятельности ребё нка : интенсивно развивается такой её особый вид, как процессуальная игра. В её основе лежит зарождающаяся потребность ребёнка подражать тем действиям взрослого, которые он наблюдает в повседневной жизни. Эта потребность реализуется в играх с сюжетными игрушками. В этом возрасте малыш чаще всего отображает в игре ситуации, в которых он действует как мама, папа, врач и т. д. А игрушечный персонаж персонифицирует самого малыша, например, он кормит или купает куклу как бабушка, лечит медвежонка как доктор.

Процессуальная игра вносит особый вклад в психическое развитие ребёнка раннего

возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В игре создаются условия для развития наглядно – образного мышления, воображения, закладываются основы творчества и предпосылки становления будущей сюжетно – ролевой игры.

На третьем году жизни активно развивается новая сфера коммуникативной деятельности ребёнка – его общение со сверстниками. В этот период между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально – практическая игра, которая становится основным содержанием взаимодействия со сверстниками на протяжении третьего года жизни. Это общение разворачивается преимущественно без предметов и строится на обмене разнообразными забавными движениями : дети прыгают, бегают, кувыркаются, весело кричат, обнимаются и пр. В то же время предметное взаимодействие между детьми в этом возрасте часто вызывает негативные переживания из-за неумения малышей делиться игрушками и играть вместе. Но организация взрослым совместных игр детей с предметами позволяет уже в раннем

возрасте налаживать успешное предметное взаимодействие между малышами.

Общение со сверстниками на третьем году жизни вносит существенный вклад в их социально – эмоциональное развитие : расширяет их коммуникативный опыт, обогащает новыми переживаниями эмоциональную сферу, способствует развитию самопознания через сравнение себя с партнёром.

Благодаря быстрым темпам развития ребёнка в период раннего детства

незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормы могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности для коррекции отклонений за счёт большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребёнка чрезвычайно важно.

Таким образом, знания о закономерностях психического развития детей раннего позволяют вовремя заметить возможные отклонения в развитии ребёнка или, наоборот, его особые способности в какой- то сфере, при необходимости помочь ему справиться с трудностями, обратиться за помощью к специалисту.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития»Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Конспект ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Освободите принцессу! Логические задачи на закономерности»Конспект ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Освободите принцессу! Логические задачи на закономерности» Цель: учить решать логические задачи на поиск закономерности и обоснования найденного решения Образовательные: упражнять в порядковом счете,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Развитие движений детей раннего возрастаРазвитие движений детей раннего возраста Сегодня вспомним основные задачи в раннем возрасте по физическому развитию. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:

Публикация Закономерности психического развития детей раннего возраста и как они влияют на последующее развитие (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Усова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Закономерности психического развития детей раннего возраста и как они влияют на последующее развитие
Опубликовано: 26 июля 2023 в 09:10
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД