Получи документы

Этнокультурное направление — одно из инвариантных в преодолении дефицита духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ…

Толстова Людмила
Этнокультурное направление — одно из инвариантных в преодолении дефицита духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ…

Этнокультурное направление - один из инвариантных комплексов в

преодолении дефицита духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ

дошкольного возраста в деятельности учителя-логопеда.

В современном образовании этнокультурный компонент особо актуален. Под этнокультурным компонентом понимается все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает представление о нравственных, духовных ценностях национальной культуры, способствует приобщению детей к родной этнической культуре.

Публикация «Этнокультурное направление — одно из инвариантных в преодолении дефицита духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ…» размещена в разделах

Этнокультурных компонент является содержательной основой духовно-нравственных ценностей, их воспитательным потенциалом. В педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке».

Духовно-нравственное развитие личности рассматривается, как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.

Приоритетными для рассмотрения проблемы этнокультурного и духовно - нравственного развития дошкольника с ОВЗ оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; психолого-педагогические, коррекционные, реабилитационные, абилитационные условия и средства, способствующие формированию нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Гуманизация процесса воспитания и обучения предвидит поиск путей оптимизации общения дошкольников, с целью повышения их воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Задача педагогов состоит в том, чтобы общение, как постоянная актуальная потребность ребёнка, выступала источником информации, способствующей накоплению нравственного опыта и опыта общения. Значительный резерв повышения содержательности общения, его нравственной наполняемости заключает в себе Северная сказка.

Сказки обогащают морально-нравственным содержанием, настраивают детей на труд, на его красоту, развивают их эстетические качества. Опираясь на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство, эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.

Северные сказка – неотъемлемая часть духовной жизни народа.

Следовательно, используя этнокультурный ресурс нашего региона, я в свой профессиональной деятельности обратилась к сказкам народов Севера.

Роль Северных сказок в том, что они учат мыслить образами, ставить себя на место героя, учат переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению. Образы сказок вобрали в себя основные духовно-нравственные представления и понятия.

Воспитательный потенциал сказок народов Севера заключается в восстановлении синхронного и диахронного восприятия действительности и тем самым в предоставлении обучающемуся с ОВЗ возможности «примерить на себя» сюжеты и образы.

Этнокультурный подход, представляющий собой метод интегративно-системной организации образовательного процесса, обуславливающий создание педагогических условий, обеспечивающих формирование личности как субъекта культуры, направлен на решение задач включения детей с ОВЗ, в образовательный процесс на основе использования потенциала этнокультурых и духовных практик.

Построение образовательного процесса на этнокультурной интеграции выступает важным условием включения каждого ребёнка с ОВЗ в этнокультурное образовательное пространство. Этнокультурная интеграция – одно из направлений поиска новых педагогических решений, способствующих воссоединению целостного восприятия мира, обучению воспитанников творческим способам деятельности, развитию творческих способностей личности, формированию толерантной личности, открытой к взаимодействию с представителями иных культур.

Включая, этнокультурный компонент в коррекционно-образовательную деятельность решаю следующие задачи:

- расширяю объём культурных знаний об истории, флоре и фауне Таймыра,

- формирую поликультурные умения;

- стимулирую речевую активность детей, совершенствует лексико-грамматический строй речи, развивает её семантическую сторону, совершенствует коммуникативные навыки;

- развиваю произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться;

- воспитываю, формирую нравственно-духовные качества, ценности личности ребёнка.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности этнокультурный компонент совмещается с лексическими темами и учитывается при отборе содержания организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Реализация этнокультурного компонента осуществляется мной интеграцией образовательных областей в процессе коррекционно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

Ближайшее окружение, та географическая и общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Условия Норильска представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на детский организм.

В соответствии с ООПДО реализация этнокультурного компонента проходит в программе «Знакомство с Таймыром» по всем основным направлениям. Мной разработана специальная структура занятий.

Основной способ организации совместной деятельности учителя-логопеда и дошкольников является логопедическое занятие. Так же, учитывая, что привычным видом деятельности является игра, то и применима игровая форма организации деятельности детей для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы. Логопедические занятия могут быть в виде: игры, сказки, путешествия, соревнования, свободного фантазирования и т. д.

Для активизации деятельности дошкольников с ОВЗ в образовательном процессе используются следующие методы и приё мы обучения: кроссворды, восприятие материала с закрытыми глазами, МЗО упражнения, презентации, фрагменты презентации, рефлексию.

Развивающие занятия для детей с нарушениями речи разработаны на основе сказок северных народов. Северные сказки знакомят детей с условиями жизни в суровом климате, животным миром, растениями севера.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогатят свой словарь, автоматизируют поставленные звуки и вводят их в самостоятельную речь.

Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но не менее важно сделать речь детей эмоциональной, образной, красивой. И этому, как ничто другое, способствует работа над постановкой сказок.

Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интересней для детей, если использовать для этого словесный материал из сказок.

Методический материал решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также при максимальной «плотности» занятий сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности.

Это достигается благодаря использованию большого количества заданий, выполняя которые, дети могут подвигаться, сменить позу.

Все это вносит в занятия оживление, предупреждает возникновение утомления, формирует у детей универсальные культурные практики.

В тоже время при необходимости можно не использовать некоторые игры, задания.

Применение в ходе занятий не только иллюстраций к сказкам, но и других разнообразных демонстрационных материалов, способствует поддержанию устойчивого внимания детей.

Дома дети с удовольствием выполняют задания к сказкам, привлекая родителей. Родители с детьми повторяют загадки, читают сказки, рисуют иллюстрации к сказкам.

Предложенные дидактические, методические технологии апробированы в ходе многолетней практики. Представлены занятия в форме путешествия, инсценировок.

Цикл содержит достаточно объёмный материал, рассчитанный на разный уровень, поэтому планируя деятельность с детьми необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности, использовать тот материал, который доступен пониманию ребёнка и может быть усвоен им.

Содержание для включения:

нравственно-духовные

• природа Таймыра (географические, климатические особенности);

• животный мир Таймыра (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения;

• растительный мир Таймыра (деревья, кустарники, травы, грибы и др.);

• культура и быт народов Таймыра (быт, национальные праздники, игры);

• произведения устного народного творчества коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймыра: сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

Таким образом, включение этнокультурного компонента в коррекционно-образовательный процесс – это:

- во-первых, реальная форма функционирования в преодолении дефицита нравственно-духовных ценностей;

- во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает эффективными дидактическими и воспитательными возможностями в формировании у детей с ОВЗ этнокультурных умений.

Список литературы

1. Батчаева, М. А. Узденова, Ф. М. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / М. А. Батчаева, Ф. М. Узденова // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск, 2004. – С. 42– 43:

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – М., 2000. – 169 с.

3. Байчорова, С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. – Карачаевск, 2005. – С. 28–30

4. Кузнецова Е. В. Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Т Ц «Сфера» 2004 г. – 108 с.

5. Меновщиков Г Сказки севера. Ленинград «Детская литература» 1981 .г. -142 с.

6. Семёнов, К. Б. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий, проблемы, поиски решения / К. Б. Семёнов. – Карачаевск, 2004. – 230 с.

7. Снопова, Т. К. Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности / Т. К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 9. – С. 203–210.

Интернет ресурс:

https://interactive-plus.ru/ru/article/17149/discussion_platform, https://infourok.ru/ispolzovanie-regionalnogo-komponenta-v-mbdou-solnishko-496947.html, https://interactive-plus.ru/ru/action/206/info.

Публикации по теме:

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» Тема: «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» (воспитатель: Гайнанова Лейсан Фаритовна,.

Духовно-нравственное воспитание детей как залог семейных ценностей Семья и дошкольное учреждение - это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.

Формирование нравственных ценностей у детей с ТНР посредством участия в социальных акциях Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности,.

Образовательный процесс по воспитанию духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм Консультация: «Образовательный процесс по воспитанию духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм.

Педагогический проект по формированию нравственных и социокультурных ценностей «Ты, да я, да мы с тобой» Введение: Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся.

Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Мельникова Н. В. воспитатель МБДОУ д/с №22 «Почемучка» г. Саяногорск.

Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни» К. Д. Ушинский.

Экология как одно из средств воспитания духовно-нравственных ценностей «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное направление — одно из инвариантных в преодолении дефицита духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ…
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 15:28
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурное направление — одно из инвариантных в преодолении дефицита духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ…» (включая файлы) размещена пользователем Толстова Людмила на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД