Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста

Надежда Павлиновна Карачарова
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста

Русская православная церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном федеральном округе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 «Звездочка»

Городской округ Подольск

Карачарова Надежда Павлиновна

Название работы

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста»

Публикация «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста» размещена в разделах

Номинация «За организацию духовно-нравственного воспитания в

образовательного учреждения»

Московская область, 2018 год

Введение

Актуальность темы заключается в том, что формирование духовно - нравственных ценностей дошкольника – одна из важнейших сторон развития личности ребенка. При взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками в совместных мероприятиях дошкольной организации дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств», - писал В. А. Сухомлинский.

Государство большие надежды возлагает на систему образования в оказании помощи родителям в воспитании, развитии и обучении детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в формировании общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей

В основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155) заложен гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей.

1.1. Нравственные основания в педагогической работе

Российская Федерация ведет большую работу в области охраны прав ребенка, обеспечение максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, становления личности ребенка. Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Государственная политика формирует в обществе понимание, что каждый ребенок нуждается в духовно-нравственной поддержке со стороны общества

Помочь детям понять, как устроен внешний мир, приобрести навыки, умения, знания, сформировать характер и силу воли, определить нравственные и духовные ценности в формировании общей культуры личности, социально адаптироваться, найти себя и свое предназначение в жизни. Раскрыть потенциал ребенка, помочь поверить в себя, в свой внутренний мир, чтобы решать сложности, которые бывают всю жизнь

Положительное влияние социального окружения на ребенка на его интеграцию в систему социальных отношений является одной из главных условий государственной политики в России. Образование в Российской Федерации основывается на нравственных принципах и гуманистическом мировоззрении. Гуманизм и человечность – основные исходные выражения в педагогике. Гуманистически ориентированный характер отношения к человеку заложен в ориентирах профессии педагога. Рассматривая нравственные основания профессии воспитателя необходимо обратить внимание на человеческие качества, характеризующие отзывчивость, гуманность, доброта, милосердие, заботливость, эмпатию.

Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать, поэтому необходима нравственная - психологическая установка в педагогической работе, обостренное чувство профессионального долга; обостренное чувство добра и справедливости; добросовестность и вежливость, толерантность; честность, порядочность. Ценностные основания: жизнь человека, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость на них выстраивается педагогическая работа

На протяжении столетий в христианской этике заповедь милосердной любви является главным принципом «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею. Возлюби ближнего твоего как самого себя», «Оказывайте милость и сострадание брату своему, вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла против друга не мыслите в сердце вашем». Христианская мораль определяет предназначение человека: любовь к Богу и людям. Мерилом христианской морали является сострадание и милосердие. Источник милосердия христианского мировоззрения является любовь. В христианской морали милосердие бескорыстно, безгранично, безусловно, а сочувствие и сострадание – нравственные начала человека

Храмы является одной из почитаемых общерусских святынь, крупнейшими центрами просвещения и культуры, формирования духовно – нравственных ценностей человека. На современном этапе работа по формированию духовно-нравственных ценностей человека будет более эффективной при условии развития партнерского взаимодействия, совместной работы государственных и христианских организаций, способствующая расширению спектра технологий в педагогической работе.

2.1. Детский сад – территория

Детский сад – это уникальное место, где можно увидеть: выставки, музеи, снежные сказочные постройки, альпийские горки, цветущие клумбы, фруктовый сад и огород, поле, где колосится рожь, и даже погулять по экологической тропе в лесу, встретиться с лесными обитателями, послушать голоса птиц и подышать свежим воздухом. Доброжелательная атмосфера и психологический комфорт соответствует дошкольной организации

Ежедневный труд коллектива, сплоченность, ответственность каждого человека организации формируют духовно – нравственные ценности дошкольника. Ежедневным, постоянным общением педагога и ребенка подготовим детей к совместным мероприятиям с родителями, обеспечим мотивацию по проблеме формирования духовно – нравственных ценностей у дошкольника. Способствуем накоплению представлений о добрых поступках, видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, задумываться над мотивами поступка

Используем в работе: беседы о реальных случаях из жизни на моральные темы, чтение художественных произведений с моральной оценкой поступков героев и сопереживания им, просмотр фрагментов мультфильмов и их обсуждение. Чтением художественной литературы расширяем у детей представления о добре и зле, гуманном отношении друг к другу, нравственных качествах человека

Разыгрываем социальные ситуации из жизни, проводим поведенческие тренинги, игровые приемы, с помощью которых создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях. Сюжетно – ролевые, народные игры формируют у детей положительные качества, ценностное отношение к моральной стороне поступков, развивают сопереживание как человеческое чувство. Дидактические игры на тему: «хорошо – плохо», «добро – зло», «угадай эмоцию». Разыгрываем сценки сказок, вызывая желания подражать добрым поступкам. Слушаем музыку и свои впечатления передаем в рисунке. Уделяем внимание устному народному творчеству, в частности разучиванию и осмыслению мудрости пословиц. Формируем личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм

Интеграция образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, в центре которой стоит социально – коммуникативное развитие, предполагает формирование духовно – нравственных ценностей у дошкольника

Нравственность охватывает различные уровни взаимодействия отношение к себе, отношение к другим, положительное отношение к миру. Создаем условия для развития у детей положительного самоощущения: уверенности ребенка в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят. Формируем у детей положительное отношение к окружающим людям. Приобщаем детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогаем осознавать необходимость людей друг в друге

Предоставляем возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками и их развивать. Поддерживаем активный характер поиска и использования детьми информации. Создание благоприятных условий для эмоционального благополучие детей обеспечивает открытость дошкольного образования, создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

2.2. Формированию духовно – нравственных ценностей у детей раннего возраста

Задача педагога привлечь родителя к сотрудничеству или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Индивидуальная работа с каждым родителем, наглядная пропаганда, беседы и консультации, родительские собрания имеют огромные возможности по освещению проблемы формирования у дошкольников духовно – нравственных ценностей. Родителей необходимо заинтересовать и привлечь к взаимодействию

Важным условием формирования духовно – нравственных ценностей является тесная взаимосвязь с родителями. Ценностные ориентации, моральные принципы, внутренние жизненные установки человека закладывает семья. «Мать помни: ты – главный воспитатель и педагог», - сказал В. А. Сухомлинский. Народная пословица гласит: «Один отец значит больше, чем сто учителей». Прикосновение к своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать.

Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений способствует формированию и развитию духовно – нравственных ценностей у дошкольника. В совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Формировать повседневно у детей: гуманное отношению к родным, близким, сверстникам, всем окружающим людям, животным и птицам, природе; ценностного отношения к моральной стороне поступков; стремление к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждаются; способности к эмоциональному переживанию; расширению представлений о понятиях «добро» и «зло

Дети проводят в дошкольной организации много времени, поэтому важно показать им, что, как и в семье, так и детском саду есть взрослые, которые любят их. Формируем у детей чувство сопричастности к жизни детского сада, показываем нравственные отношения между людьми во время режимных моментов.

Во время прогулок, экскурсий обращаем внимание детей на красоту окружающей природы, бережное и заботливое к ней отношение. Наблюдения и экскурсии в природе развивают у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие красоты окружающего мира, поэтическое отношение к природе. Труд в природе формирует добросовестно выполнять любое дело, ответственность ребенка, приносит радость. Предлагаем фото отчет «Как мы цветы сажали» (https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-o-trude-v-prirode-detei-ranego-vozrasta-my-cvety-sazhali-zemlyu-ukrashali.html. В группе раннего возраста организованы педагогические проекты: «Птички ждут нас»(https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-proekta-ptichki-zhdut-nas-ranii-vozrast.html, «Будем знакомы зимующие птицы» (https://www.maam.ru/detskijsad/igrovoi-proekt-budem-znakomy-ranii-vozrast.html, выпущена стенгазета «Елочка, живи», «Чистота планеты – в наших ладошках», совместные творческие работы педагога с детьми: «Всем нужна вода!», «Берегите природу!», «Скворушкина семья».

Вызываем интерес к русским традициям (https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-k-prazdniku-pashi-tvorchestvo-detei-ranego-vozrasta.html. Учим почитать родителей. Организован педагогический проект «Добрый вечер, мамочка!» (https://www.maam.ru/detskijsad/igrovoi-proekt-dobryi-vecher-mamochka-ranii-vozrast.html). Формируем положительное отношение к миру через знакомство с народными играми, хороводами, устным народным творчеством и художественной литературой.

Формируем представления детей о родном крае, о родном городе. Прививаем любовь к родным местам, к детскому саду, положительное отношение к празднику 9 Мая. (https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-o-tvorchestve-detei-ranego-vozrasta-salyut.html. Нравственное воспитание детей раннего возраста включаем: организованную образовательную деятельность «Хорошо у нас в детском саду», «Мама, папа, я – семья!»; этические беседы «О культуре поведения во время еды», «Чистота – залог здоровья», «Я и мои родные», «У меня живет котенок», «Как вести себя в детском саду». Большое внимание уделяем дидактическим играм на нравственные темы: «Можно - нельзя», «Правильно - неправильно», «Плохо – хорошо», «Угадай настроение». Разыгрываем сюжетные ситуации «Кукла Маша заболела», «Мишке грустно», «День рождения», «Дочки – матери», «Автобус».

Результативность проводимой работы.

Положительная динамики в социально-коммуникативном развитии детей Обогащение личности дошкольника духовно – нравственными ценностями. Взаимодействие с родителями по принципам доброжелательности, взаимопонимания, доверия

Перспективность: продолжать работать по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

Формирование духовно - нравственных ценностей дошкольника – одна из важнейших сторон развития личности ребенка.

Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

При взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками в совместных мероприятиях дети приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества.

В результате взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками на основе духовно – нравственных ценностей у ребенка развиваются первичные представления о положительном отношении к миру, другим людям, самому себе. Ребенок следует элементарным социальным нормам поведения, сопереживает другим детям. Овладевает элементарными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013гю № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Дурова, Н. В. Очень важный разговор. [Текст] Н. В. Дурова. – М., 2009.

3. Козлова, С. А. «Я - человек. Программа социального развития ребенка».[Текст] С. А. Козлова. - М., 2005.

4. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст]

Л. И. Кондрыкинская. – М., 2004.

5. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. [Текст] Г. Н. Данилина. – М., 2003.

6. Соломенникова, О. А. Радость творчества. [Текст]

О. А. Соломенникова. – М. ,2005

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше.

Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» Тема: «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» (воспитатель: Гайнанова Лейсан Фаритовна,.

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения.

Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.

Основные пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье Основная задача данного раздела здесь заключается в том, чтобы определить пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье через детский.

Педчтения «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Пухова Наталья Серафимовна Воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад» Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством.

Становление духовно-нравственных ценностей и патриотизма у учащихся в условиях учреждения дополнительного образования Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания находится сегодня в поле зрения не только общеобразовательных учреждений, но.

Традиционные праздники, направленные на развитие духовно-нравственных ценностей, для детей дошкольного возраста Тема: Традиционные праздники, направленные на развитие духовно- нравственных ценностей для детей дошкольного возраста. Наше общество нуждается.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Павлиновна Карачарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 13:28
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД