МААМ-картинки

Экологический познавательно-исследовательский проект «Природное сообщество «Луг»

Светлана Дубова
Экологический познавательно-исследовательский проект «Природное сообщество «Луг»

Экологический, познавательно-исследовательский проект «Природное сообщество «ЛУГ»

Актуальность проекта :

Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают. К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок охапками рвет цветы, пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям. В этом и заключается актуальность и ценность данного проекта.

Публикация «Экологический познавательно-исследовательский проект „Природное сообщество „Луг“» размещена в разделах

Назначение проекта :

Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами и формами работы отдаётся предпочтение опытам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр – занятий на развитие фантазии и творческих способностей детей и т. д. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

Цель: проекта : формирование у детей представлений луге, как единой экосистеме, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении окружающей природы.

Задачи:

Образовательные: *Формировать знания о природных объектах ближайшего окружения.

*Учить устанавливать взаимосвязь между объектами экологической системы «луг»

*Учить предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде, в повседневной жизни.

Развивающие:

* развивать и активизировать познавательноисследовательскую деятельность;

* развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

* воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к природе как через прямое отношение с ней, так и в различных видах деятельности. *Формировать желание заниматься посильной природоохранной деятельностью.

*Воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : долгосрочный проект (июнь-ноябрь)

Ресурсное обеспечение:

Интерактивное оборудование, музыкальный центр, аудио- и видеотека; подбор художественной литературы по теме, раскраски; дидактические и настольные игры по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме, костюмы для игр-драматизаций, подбор материала для художественного творчества детей.

Методическое обеспечение:

* Ю. А. Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников» издание «Учитель» Москва 2017год.

* Н. А. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты» Т. Ц. «Сфера» 2009-10 год

* А. И. Иванова В. Я. Михайленко «Сезонные наблюдения в детском саду» ТЦ «Сфера» 2010год

* М. П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках» (ФГОС ДО) Издательство «Учитель» 2017год

* С. Н. Николаева «Юный эколог» Мозаика-синтез Москва 2010год

* Н. А. Рыжова «Экологические сказки» Москва Линка-пресс 2001год,

«Экологическая тропинка в детском саду» Москва Линка-пресс 2009год

* О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозаика-синтез Москва 2014год

* Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» Издательство «Книголюб» 2006год

Основные формы реализации проекта :

Проведение комплексных занятий, презентации, беседы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, чтение художественной литературы, знакомство с малыми фольклорными формами (пословицы, поговорки, загадки, знакомство с репродукциями картин, игры, фотовыставки, театрализованные игры, детское художественное творчество.

Материально- техническое обеспечение:

1 Создание развивающей предметно-пространственной среды

2 Разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей группы

3 Создание методического и материального обеспечения для исследовательской и художественной деятельности детей.

Интегрирование образовательных областей:

*Познавательное развитие

* Речевое развитие

*Социально-коммуникативное развитие

*Художественно-эстетическое развитие

*Физическое развитие

Виды детской деятельности:

* Познавательно-исследовательская

* Коммуникативная

* Игровая

* Восприятие художественной литературы и фольклора

* Изобразительная

* Конструирование

* Музыкальная

* Двигательная

Итоговое мероприятие: Игровое поле «Луг»

Оформление альбомов о растениях и обитателях луга.

Ожидаемый результат:

1 Формирование у детей представления об экосистеме «Луг»

2 Получение знаний детьми знаний о использовании растений луга для укрепления своего здоровья (лекарственные травы, растениях и обитателях луга, занесенных в «Красную книгу»,

3 Развитие творческой активности детей. 4 Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающей природе.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Организационная работа:

* Выбор темы и разработка проекта

* Сбор информации: о растениях и обитателях луга, как единой экосистемы и значении в жизни людей.

* Подбор демонстрационного материала: репродукции картин, иллюстрации, видео-материал.

* Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

* Подбор предметов декоративно-прикладного искусства, отображающего растения и обитателей луга.

* Составление перспективного плана по реализации проекта

* Обсуждение плана с родителями

* Создание условий для реализации проекта

Диагностическая работа:

* Анализ уровня сформированности у детей о растениях и обитателях луга, их жизнедеятельности * Выявление заинтересованности родителей по формированию у детей знаний о растениях и обитателях луга, и воспитании бережного к ним отношения.

2этап ПРАКТИЧЕСКИЙ

*Взаимодействие с детьми.

-Познавательное развитие.

1 Целевые прогулки на луг:

* «Старичок-Луговичок приглашает в гости»

* «Знакомые незнакомцы»

2 Исследовательская деятельность на объекте экологической тропы «луг» :

* «Угадай-ка»

* «Разведка прекрасного и удивительного» (ТРИЗ)

* «Хоровод ароматов»

* «Почемучкина лужайка» (ТРИЗ)

* «Радости и огорчения луга» (ТРИЗ)

3 Решение экологических задач :

* «Где зимуют насекомые?»

* «Как размножаются растения?»

* «Почему на лугу появился мох?»

4 Знакомство с правилами поведения на лугу:

* «Зеленый патруль»

5 Интегрированные занятия:

* «Что такое луг?»

* «Кто на лугу живет?»

* «Поможем Айболиту»

* «Викторина «Друзья луга»

6 Интерактивные презентации:

* «В царстве насекомых»

* «Дневник кузнечика Кузи» (по сказку М. Пляцковского)

7 Дидактические игры:

* «Что на лугу растет?»

* «Кто живет на лугу?»

* «Что лишнее?»

* «Что сначала, что потом?»

* «От какого растения лист?»

* «Собери картинку»

* Лото «Что где растет?»

8 Знакомство с альбомами, иллюстрациями по теме:

* «Природное сообщество «Луг»

* «Что растет на лугу» (паспортизация растений луга)

* «Зеленая аптека»

* «Кто живет на лугу?»

* «Они занесены в «Красную книгу»

9 Моделирование:

* «Что сначала, что потом»

* «Собери цветок»

10 Чтение познавательной литературы

* Т. А., Шорыгина «Травы, какие они?»

* Атлас родной природы «Луговые травы»

* Н. И. Романова Е. Г. Тихонова «Животные луга»

* Н. А. Рыжова «Экологические сказки»

* Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки»

* «Тайны живой природы. Обитатели лугов и полей»

* В Н. Танасийчук «В гостях у насекомых» «Шестиногие соседи»

-Речевое развитие:

1 Речевые игры

* «Загадки-отгадки»

* «Узнай по описанию»

* «Скажи какой?» (подбор определений)

* «Четвертый лишний»

* «Назови ласково»

* «Добавь словечко»

* «Прыгает, летает, ползает»

2 Беседы-диалоги (интервьюирование)

* «Луг в жизни людей»

* «Почему нужно соблюдать правила поведения на лугу?»

* «Почему они попали в «Красную книгу?»

* Обсуждение и проигрывание ситуаций: «Что будет, если…»

3 Рассказывание по иллюстрациям и репродукциям картин:

* «Насекомые на лугу»

* «Дети гуляют на лугу» (правила поведения на лугу)

* Репродукции картин А. А. Пластова «Летом», «Сенокос»

4 Знакомство с художественной литературой:

* З. Александрова «Ромашки»

* В. Бианки М. Пришвин «Сказки и рассказы». * В. Бианки «Как муравей домой спешил», «Сова» * В. Бахревский «Времена года»

* В. Кастрючин «Лети, бабочка», «Сказки дядюшки шмеля» «Сказки волшебного луга»

* А. Линдгерн «Солнечная полянка»

* Д. Лангстафф «Луговая считалочка»

* М. Пришвин «Золотой луг»

* П. Синявский Сказки о лекарственных растениях»

5Заучивание стихов:

* из книги Е. Серовой «Лужайка

* Ю. Черных «Кто пасется на лугу?»

* Г. Лагздынь «Что такое луг»

* М. Познанская «Ромашки»

6 Знакомство с малыми фольклорными формами (загадки, пословицы, поговорки,

скороговорки с последующим заучиванием)

-Социально- коммуникативное развитие:

1 Сюжетно-ролевые игры: * «Аптека»

* «Фитобар»

2 Ситуативные беседы:

* «Луг в жизни людей и животных»

* «Почему нужно соблюдать правила безопасного поведения на лугу?»

* «Чем опасны некоторые насекомые луга?»

* «Все ли растения луга безопасны?»

3Трудовые поручения:

* «Поможем убрать мусор с луга»

* «Собираем семена трав»

-Художественно-эстетическое развитие:

1 Знакомство с репродукциями картин:

* А,А,Пластов «Летом» «Сенокос»

* И. И. Левитан «Цветущий луг»

* И. И. Шишкин «Луг на опушке леса»

* Б. М. Кустодиев «Сенокос»

* З. Е. Серебрякова «На лугу. Нескучное»

2 Знакомство с декоративно-прикладным искусством:

Игра- Путешествие «Творческое вдохновение» (предметы хохломских, городецких, богородских, жестовских, семеновских, полхов-майданских и др. народных промыслов и Палехской лаковой миниатюры)

3Занятия по изобразительной деятельности:

* Объемная аппликация «Веселые жучки»

* Коллективная работа «Ромашки для коняшки»

4 Работа в творческой мастерской:

* «Разноцветные бабочки» (рисование способом «монотипия»)

* «Насекомые» (изготовление атрибутов для игрового поля из бросового материала)

* Пластилинография «Пижмы желтые монетки»

* Закрашивание растительных элементов хохломской росписи.

5 Просмотр мультфильмов:

* «Кто пасется на лугу?»

* «Лунтик»

6 Музыкальная деятельность:

* Прослушивание в аудиозаписи музыкальной сказки М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи»

* Прослушивание П. И. Чайковский «Вальс цветов»

* «Музыка луга» (голоса насекомых)

* Знакомство с песней Ю. Антонова «Не рвите цветы»

* Пение народных песен «А я по лугу» «На зеленом лугу»

* Хороводная игра «Мы на луг ходили»

-Физическое развитие:

1 Подвижные игры:

* «Кто быстрее до цветка»

* «Цветок, цветок, соберись в венок»

* «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»

2 Физкультминутки:

* «Бабочки»

* «Кузнечики»

* «На лугу растут цветы»

3 Пальчиковые игры:

* «Божья коровка»

* «Бабочка проснулась»

* «Светлячок-червячок»

* «Сороконожки»

* «Пчелки»

4 Расскажи стихи руками:

* Г. Голова «Бабочка»

* Е. Жданова «Стрекоза»

Л. Огурцова «Шмель»

5 Экологические тренинги :

* «Я- цветок»

* «Божьи коровки и люди»

* «Жуки»

* «Гусеницы»

Взаимодействие с родителями:

* Информация родителей о проходящем проекте и обсуждение его с родителями.

* Привлечение родителей к сбору информационного и иллюстративного материала

* Папки- передвижки для родителей: «Растения в легендах и сказках»

* Консультации: «Расскажите детям» «Белые ромашки- любимые цветы» «Кукла-оберег Кубышка-травница»

* Выставка коллективных работ по изобразительной деятельности.

3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ

1 Анализ результатов работы по проекту.

2. Презентация проекта на родительском собрании

3. Продолжение тесного взаимодействия с семьями воспитанников по воспитанию бережного отношения к окружающей природе. 4. Подготовка отчета о проделанной работе.

5. Оформление материалов.

Практическая значимость проекта :

1 Расширение интеграции образовательных областей.

2 Дальнейшее обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учетом познавательных интересов детей и их культурно-образовательного опыта.

3 Овладение детьми навыками исследовательской деятельности в окружающей, освоение этические нормы отношений к живому, формирование умения понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

Прикреплённые файлы:

igrovoe-pole-lug_8ivqb.pptx | 7524,05 Кб
 
Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект "Наш веселый огород" (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год»Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» (Для детей младшей группы общеразвивающей направленности) Вид проекта: познавательно-исследовательский. По количеству участников – групповой.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми»Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми» Проект «Знакомство с насекомыми».Тёплым днём, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха не паук Я жужжу! Я майский жук. Авторы проекта.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический познавательно-исследовательский проект «Природное сообщество «Луг»
Опубликовано: 8 августа 2020 в 12:21
+87Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД