Получи документы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мы — исследователи»

Сизякина Ирина
Экологический познавательно-исследовательский проект «Мы — исследователи»

Экологический познавательно-исследовательский проект

Пояснительная записка.

Актуальность:

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

Публикация «Экологический познавательно-исследовательский проект „Мы — исследователи“» размещена в разделах

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Новизна проекта :

Новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, экология, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Практическая значимость проекта :

В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.

Тип проекта : познавательно - исследовательский

Цель проекта Формирование представлений о свойствах и качествах воды, снега и льда и воздуха.

Задачи проекта :

- образовательные: знакомить детей с качествами и свойствами воды, снега, льда и воздуха; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей;

- развивающие: расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно – исследовательской деятельности;

- воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Расширение представлений детей о воде, снеге, льде.

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

Педагоги:

1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.

2. Повышение информационной культуры педагога.

3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Родители:

1. Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка края, охране природы

2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Критерии и способы оценки результата:

1. Расширение представлений детей о воде, снеге, льде.

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

Продукт проектной деятельности : Фотовыставка

Итоговое мероприятие: Викторина «Мы –иследователи»

Планирование проекта.

Работа над проектом включает три этапа. Задачи первого этапа :

1. Изучение научной литературы по проблеме

2. Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»

3. Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);

4. Подборка оборудования для проведения опытов;

5. Подборка дидактических и подвижных игр;

6. Подборка художественной литературы.

Спланировать дальнейшую работу помогает модель трех вопросов.

Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Вода –это жидкость, из нее мы готовим пищу, ею купаемся,стираем поливаем растения. Для чего еще нужна вода? Узнать о качествах снега и льда. Спросим у родителей, у воспитателя.

Посмотрим фильм.

Проведем опыты и эксперименты.

На втором и основном этапе, реализации проекта, работа строится с учетом образовательных областей и предусматривает разные виды детской деятельности.

Задача этапа:

1. Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);

2. Организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на НОД, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;

3. Взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей в зимнее время», привлечение родителей к созданию дидактических игр на тему «Зима», совместная экспериментальная деятельность «Снег своими руками», сооружение снежных построек.

Интеграция образовательных областей при реализации проекта :

Физическое развитие

- Комплекс утренней гимнастики,

- подвижные игры «Мороз-красный нос», «Снежная королева», «Снежинки», «Льдинки»,

- игровые упражнения «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту»,

-психогимнастика «На зимней прогулке».

Познавательное развитие

- дидактические игры «Времена года», «Почему тает снег», «Снег и лёд»,

- игра «Когда это бывает?», «Почему снег белый?».

Речевое развитие

-Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк;

-чтение художественной литературы (К. Д. Бальмонт «Снежинка», Н. Некрасов «Мороз-красный нос», Т. Бокова «Зимушка зима»);

Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старушки зимы», М. Пришвин «Прозрачный лёд», И. Надеждина «Снежные слова», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

- пальчиковые игры «Снежок», «Снежная горка».

Социально – коммуникативное развитие

- беседы «Если хочешь быть здоров», «Лёд может быть опасным»;

-размышление «Сосульки и лёд-это хорошо?»;

- сюжетно-ролевые игры «Больница».

Художественно – эстетическое развитие

- Рисование нетрадиционными техниками «Снежинки», «Морозные узоры»;

-выставка рисунков «Волшебница зима»;

- лепка «Северный олень»;

- слушание звуков воды: капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега.

Содержание проекта

Задачи Работа с детьми Взаимодействие с родителями Результат деятельности

1 этап

24 февраля Изучение научной литературы по проблеме

Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);

Подборка оборудования для проведения опытов;

Подборка дидактических и подвижных игр;

Подборка художественной литературы.

Беседы «Воздух вокруг нас» «Если хочешь быть здоров», «Лёд может быть опасным»

НОД : чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старушки зимы»,

Рисование нетрадиционными техниками «Снежинки»,

-Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б.,

подвижные игры «Мороз-красный нос», «Снежинки»

дидактические игры «Времена года», «Почему тает снег».

сюжетно-ролевая игра «Больница»

Слушание звуков воды: капель, дождь. Консультация для родителей «Познавательно исследовательская деятельность старшего дошкольника»

Подборка художественной литературы и наглядного материала

Картотека дидактических игр.

2 этап

25 февраля Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);

Практический этап- Тема:

«Знакомство и опыты с термометром»

-Чтение рассказов М. Пришвин «Прозрачный лёд», И. Надеждина «Снежные слова»

-Игровые упражнения

«Зимние забавы», «Поймай снежинку».

-дидактические игры «Когда это бывает?», «Почему снег белый?».

Взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей в зимнее время», привлечение родителей к созданию дидактических игр на тему «Зима».

26 февраля Организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на НОД, -размышление

«Сосульки и лёд-это хорошо?»;

«Что такое снег», «Что такое иней?»

-пальчиковые игры «Снежок», «Снежная горка».

лепка «Северный олень»;

- игровые упражнения «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту»,

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе».

27 февраля Индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность; совместная экспериментальная деятельность «Снег своими руками», сооружение снежных построек.

- слушание звуков воды: капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега.

-чтение художественной литературы (К. Д. Бальмонт «Снежинка», Н. Некрасов «Мороз-красный нос», Т. Бокова «Зимушка зима»);

3 этап

28 февраля Обобщение опыта и определение результата практической деятельности проекта.

Викторина «Мы исследователи»

Фото-выставка

Методическое оснащение проекта.

Диагностика знаний : выявить позицию ребенка по отношению к природе, а в частности совершенствовать представление, о воде, снеге и льде, о их свойствах и качествах.

Для диагностики используется беседа с детьми по вопросам. Проводится два раза, в начале и в завершении проекта.

№ вопроса Вопрос.

1 Какая вода?

2 Для чего нужна вода?

3 Как вода превращается в лед?

4 Что такое снег?

5 Почему нужно беречь и охранять воду?

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Учебно-методическое обеспечение

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект "Наш веселый огород" (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми»Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми» Проект «Знакомство с насекомыми».Тёплым днём, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха не паук Я жужжу! Я майский жук. Авторы проекта.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический познавательно-исследовательский проект «Мы — исследователи»
Опубликовано: 30 июня 2021 в 10:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД