Папки-передвижки

Эффективность логопедических распевок в совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя

Татьяна Петровна Иванова
Эффективность логопедических распевок в совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя

В наше время значительно увеличилось количество детей с нарушением речи и связано это с поражением двигательных отделов центральной нервной системы.

Многие дети не могут правильно произносить звуки, а иногда и при правильном произношении в простых словах бывает смешение близких по звучанию звуков. Поэтому работа над звукопроизношением требует особого подхода и желательно развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться, чтобы дыхательный, голосовой и артикуляционно-резонаторный аппараты могли совокупно координировать.

Публикация «Эффективность логопедических распевок в совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя» размещена в разделах

Всем известно влияние музыки и пения на развитие речи детей, особенно детей с речевыми нарушениями. В детских садах, где созданы группы компенсирующей направленности, есть музыкальные занятия, что дает возможность проводить логоритмические занятия и больше уделять внимания ритму, темпу, мелодике речи. Это очень помогает учителю-логопеду в коррекционной работе. В своей работе мы с музыкальным руководителем стараемся находить такие точки соприкосновения, которые помогают закрепить или развить у ребенка с проблемами речи те навыки, которые нам нужны для более качественного коррекционного воздействия. Чтобы решить проблему и осуществить эту задачу мы решили подобрать упражнения и разнообразные распевки, которые могут позволить эффективно координировать систему в речеобразовании, а также добиться развития речи в целом с помощью музыки.

Интеграция образовательных областей «художественно – эстетическое развитие», «речевое развитие» и коррекционного воздействия проходит в следующих направлениях:

1. Логопедические распевки на музыкальных занятиях :

При пении, а особенно при пропевании гласных звуков дети поют крикливо, иногда зажимают челюсть, что очень мешает пению. И чтобы выравнить детский тембр, улучшить звучание голоса и добиться спокойного, лёгкого пения мы обратились к логопедическим распевкам.

Логопедические распевки- это маленькие песенки или короткие стишки –чистоговорки для пропевания. Построены, они на коротких повторяющихся мелодиях, что очень легко запоминаются детям. Разучивая логопедические распевки, мы учим детей выполнять их в сопровождении звучащих жестов, под звуки шумовых инструментов и широко используем пальчиковую гимнастику. При помощи них закрепляются правильное произношение звуков, развивается речь, чувство ритма, темп, и координация речи с движением и музыкой.

Повторяем и закрепляем мелодию распевок мы в разделе пения на музыкальных занятиях в качестве подготовки певческого аппарата к пению песен. Тексты распевок очень интересны, они у вызывают детей весёлое настроение, интерес, эмоционально впечатляют. С помощью них у детей пропадают комплексы и легче преодолеваются речевые нарушения.

2. Элементы музыкальной деятельности на логопедических занятиях :

На логопедических занятиях используется опыт учителя – логопеда и наработки музыкального руководителя. После артикуляционной гимнастики проводим музыкальную разминку, чтобы повторить правильное произношение автоматизируемого звука, и подготовить детей к более сложному речевому материалу. Используются для этого картинки с изображением музыкальных инструментов или сами инструменты (как настоящие, так и муляжи). Дети пропевают слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных, прямые, обратные) на простую мелодию, изображая игру на этих инструментах. Если на занятии используются настоящие инструменты – поем и играем. Во время такой разминки дети поют тихо и громко, медленно и быстро, плавно и отрывисто, хором и индивидуально, «оркестром» (поют все, но каждый пропевает свой слог).

Задания зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Инструменты и речевой материал меняется.

3. Организация театрализованной деятельности в детском саду :

Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Музыкальному руководителю и учителю – логопеду следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.

Примеры распевок :

У-у-у-губы хоботком тяну.

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-песенку тяни.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ом- ом- ом - мы гулять идем.

Да-да-да - буду строить города.

Ты-ты-ты - я люблю цветы.

Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

Ра-ра-ра-ра

Началась наша игра

Ру-ру-ру-ру

Встретили мы кенгуру

Ри-ри-ри-ри

Ничего не говори

Рю-рю-рю-рю

Не опасно, говорю! Са-са-са-са

Вот какие чудеса!

Су-су-су-су

Очутились мы в лесу

Се-се-се-се

Побежали мы к лисе

Сы-сы-сы-сы

Много рыжих пятен у лисы!

Ша-ша-ша-ша

Вместе мы у шалаша

Шу-шу-шу-шу

Вещи я свои сушу

Ше-ше-ше-ше

Мама наша в шалаше

Ши-ши-ши-ши

Повторяй, но не спеши! Жа-жа-жа-жа

На дороге лужа

Же-же-же-же

Вода холодная в луже

Жу-жу-жу-жу

Я не наступлю на лужу

Жи-жи-жи-жи

Не промокну я от лужи

Ху-ху-ху-ху

Мама сварила уху

Ха-ха-ха-ха

Ох, и хороша уха!

Хи-хи-хи-хи

Дети все хотят ухи

Хе-хе-хе-хе

Много рыбы в ухе Чу-чу-чу-чу

Зайка спешит к врачу

Ча-ча-ча-ча

Зайка сидит у врача

Чи-чи-чи-чи

Все хорошие врачи

Че-че-че-че

Белый халат на враче

Уже давно доказано, что музыка эмоционально действует на ребёнка, привлекая его к активности. Ведь с помощью музыки формируется у детей чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, музыкальная память, слуховое внимание и общая моторика.

Устраняя у детей нарушенные речевые навыки с помощью логопедических распевок, которые мы используем в совместной деятельности, развиваются певческие навыки, дыхание, дети выразительнее исполняют мелодию, ритмично выполняют движения под музыку.

А кроме того, у детей пополняется словарь, развивается голос, речь, мимика, а также развиваются мелкая моторика и коммуникативные навыки.

И в заключение хочется отметить, что совместная работа учителя - логопеда и музыкального руководителя необходима и всегда очень актуальна.

Литература:

1. Л. Гавришева, Н. Нищева Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. Год: 2009 Издательство: Детство-пресс

2. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2005.

3. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2006.

4. Касицина М. А., Бородина И. Г. «Коррекционная ритмика» - М. : Издательство ГНОМ и Д,

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Фотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанниковФотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанников В библиотеке юные читатели интересно проводят время вместе со своими воспитателями и библиотекарями. Библиотека любимое место для чтения,.

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего видаКонспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида. Разработали и провели: Воспитатель:.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:

Публикация Эффективность логопедических распевок в совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Петровна Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Эффективность логопедических распевок в совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя
Опубликовано: 7 октября 2023 в 08:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД