Папки-передвижки

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений

Марина Бибина
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в

коррекции речевых нарушений.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает всех участников образовательного процесса к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии. Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в его последующей жизни. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

Обращение к музыке в практической работе с детьми с речевыми нарушениями не случайно. Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства- сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека, она увлекает ребёнка и стимулирует его активность. Этот вид искусства способен не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить представления ребенка о социальном мире, который его окружает. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика. Музыка- это один из эффективных путей развития и коррекции речи.

Дети с речевыми нарушениями часто не могут контролировать своё дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная сфера. Известно, что у значительной части детей, с речевыми нарушениями, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Поэтому, совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1. коррекционно-развивающее;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать :

• структуру речевого нарушения;

• осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

• всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

3. Принцип всестороннего воздействия

4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Выделяют основные задачи, стоящие перед специалистами при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи. К оздоровительным задачам относятся: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, координации движений и моторных функций, формирование правильной осанки. К образовательно-воспитательным относятся: развитие чувства ритма, и ритмической выразительности, формирование способности восприятия музыкальных образов, воспитание личностных качеств и чувства коллективизма. К коррекционным относятся : развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи, формирование просодических компонентов речи.

При этом каждый из специалистов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед :

• постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов;

• формирование артикуляторной базы; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

• обучение умению связно выражать свои мысли;

• развитие психологической базы речи, совершенствование мелкой моторики;

Музыкальный руководитель :

Развитие и формирование: слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Воспитание темпа и ритма дыхания и речи; просодики; фонематического слуха.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-образовательной деятельности, направленная на устранение речевых нарушений.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУВзаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУ Дошкольное детство – наиболее оптимальный период для приобщения ребенка к миру музыки. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 18 января 2023 в 12:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД