Лучший педагог года

Выбор музыкальных произведений для воспитания национально-культурных традиций у детей дошкольного возраста

Яна Рожкова
Выбор музыкальных произведений для воспитания национально-культурных традиций у детей дошкольного возраста

Выбор музыкальных произведений способствующих воспитанию национально – культурных традиции у детей дошкольного возраста.

Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Публикация «Выбор музыкальных произведений для воспитания национально-культурных традиций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В современном понимании, музыкальное воспитание - это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей жизни.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

В свою очередь, успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации детской музыкальной деятельности и т. п.

Таким образом, систематическое использование в практике работы всех разновидностей (жанров) народного творчества позволит развивать у детей музыкальную культуру и музыкально-творческие способности через :

1. знакомство и исполнение произведений фольклора, способного привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней;

2. попевки и музицирование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий и произведений;

3. интонирование прибауток и скороговорок способно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений — участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить всё свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения и музицирования на музыкальных инструментах (в том числе и народных, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности дают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прощлым русского народа. Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

В детском саду с народным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, занятиях в группе, на досугах и при участии в народных праздниках. Дети с интересом воспринимают предлагаемый материал, легко запоминая короткое, образное содержание потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок и попевок.

Народная песня – одно их ярких произведений музыкального фольклора. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. В народной песне отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Маленькие дети с удовольствием слушают игровые, плясовые песни: «Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик», «Огуречик», а также колыбельные песни: «Котя, Котенька- коток», «Идет коза рогатая». Для старших дошкольников используются песни разнообразные по форме и по содержанию. Это песни повествовательного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торжественные, героические, грустные, веселые. К ним относятся: «Ходила младешенька», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Соловушка», «Со вьюном я хожу».

Хороводные игры, созданные на основе русских народных игр очень разнообразны как по характеру, так и по содержанию. Хороводы для старших детей «Теремок», «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки», «Во поле береза стояла» просты по форме, богаты яркими, понятными детям образами, они вызывают желание проявить себя даже самого застенчивого ребенка. Систематическое использование хороводных игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы самих детей.

Частушки – удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Остаются частушки в репертуаре праздников у дошкольников и школьников. В возрасте от 3 до 5 лет малыши легко и быстро запоминают короткие веселые частушки-песенки и с радостью их исполняют.

Игры – драматизации и драматизированные русские народные сказки занимают важное место в музыкальном воспитании детей. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников. Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Лиса и заяц». Эти небольшие по объему сказки, с простым сюжетом позволяют задействовать практически всех детей.

Игра на русских народных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативности.

Народные календарные праздники – это способ знакомства детей с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека. Это могут быть игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок с участием персонажей легенд и сказок, с использованием народных игр и песен. Участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества, музицирования на народных музыкальных инструментах, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений- все это позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы, мы, привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях как добро, дружба, любовь к природе, к родной стране. Народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Все это создает реальные предпосылки дл всестороннего гармоничного развития человека.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста» Средства развития музыкальных способностей. Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно.

Консультация для родителей «Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста» РАНЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Без музыки жизнь была бы ошибкой. Ф. Ницше Говорить о музыке.

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Начинать нужно уже с внутриутробного развития.

Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций» Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного.

Конспект НОД в ДОУ с учетом национально-культурных особенностей родного края «Край родной» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ с учетом национально-культурных особенностей родного края "Край родной". Рупеко.

Проект «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы» Куклы известны с глубокой древности. Сколько существует мир, столько существуют и куклы. Цель мастер - класса: познакомить с культурными.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах. Наверное, я.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся.

Специфика фольклорных традиций в музыкальной деятельности детей дошкольного возрастаСпецифика фольклорных традиций в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста В настоящее время всё актуальней становиться проблема приобщения детей дошкольного возраста к фольклорным традициям, в особенности к традициям.

Воспитание детей дошкольного возраста на основе обычаев и традиций Введение В современном многонациональном Российском обществе важную роль играют национальные ценности и национальные взаимодействия. Область.

Библиотека изображений:

Публикация Выбор музыкальных произведений для воспитания национально-культурных традиций у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Яна Рожкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Выбор музыкальных произведений для воспитания национально-культурных традиций у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2018 в 12:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД