Папки-передвижки

Восприятие. Сенсорное развитие детей с РАС

Занина Екатерина
Восприятие. Сенсорное развитие детей с РАС

Человек получает информацию о внешнем мире в форме различных ощущений и восприятий : зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, обонятельных, двигательных. Наше восприятие окружающей действительности не сводится просто к совокупности различных ощущений, а представляет собой сложный, мультимодальный образ.

Например, читая книгу, мы получаем зрительную информацию; возможно слуховую, т. к. в полной тишине мы бываем очень редко; тактильную, а также огромное количество информации, которую мы даже не осознаем: ощущения от мышц, сухожилий, внутренних органов; а также ощущений позы и расположения частей тела относительно друг друга; вестибулярной и обонятельной системы. Если все эти ощущения упорядочены, мы можем легко продолжать чтение. В случае, если ощущения беспорядочны и хаотичны, наш мозг не сможет организовать нашу деятельность. Нас могут отвлекать чрезмерно громкие звуки за окном, слишком тесная одежда, очень яркий свет, возможно, нам пришлось бы постоянно менять позу или ходить по комнате.

Публикация «Восприятие, Сенсорное развитие детей с РАС» размещена в разделах

«Жизнь от всего этого может показаться «дорожной пробкой в час-пик»» (Э. Джин Айрес). Таким образом, сенсорная интеграция позволяет организовать наши ощущения, осмысливать их, фильтровать информацию и адекватно реагировать на ситуацию.

У многих детей с РАС этот процесс нарушен. Они могут воспринимать ощущения либо как слишком сильные, либо как слишком слабые, испытывать сложности систематизации и осознания информации, поступающей от органов чувств, а также у них часто дефицитарна область мозга, отвечающая за побуждение к действиям. Таким детям бывает сложно интегрировать разномодальные ощущения.

Например, для некоторых детей сложно одновременно слушать собеседника и чувствовать прикосновение. Дети с РАС часто выделяют только один или некоторые аффективно значимые стимулы, поэтому, восприятие окружающего мира и собственного тела у ребенка с РАС становится мозаичным, хаотичным и, как следствие пугающим и непредсказуемым.

Даже если есть дефицит в одной сфере, вся система не сможет работать слаженно, поэтому у детей с РАС наблюдается своеобразная защита в виде такого «необычного» поведения как самостимуляция, аутоагрессия, стереотипии и ритуалы, которое позволяет снизить неприятные и болезненные ощущения, ощутить себя в безопасности. Мы все иногда попадаем в такие ситуации, в которых нашим органам чувств приходится адаптироваться к новым условиям.

Например, когда мы привыкаем к новой одежде, контактным линзам, или, когда приезжаем в другую страну, где все, начиная от местных традиций, заканчивая едой и климатом нам не знакомы. Обычно, нейротипичный человек с хорошо налаженной системой сенсорной интеграции без особого труда привыкает к новым ощущениям. Скорее всего, мы будем испытывать дискомфорт первое время, но в нашем поведенческом репертуаре есть стратегии, помогающие нам быстрее адаптироваться. Кому-то помогает горячая ванна с аромамаслами и занятия йогой, кому-то музыка. То есть мы все используем возможности наших органов чувств, чтобы насытить наш мозг приятными ощущениями и успокоиться.

Дети с РАС не могут так легко адаптироваться, т. к. их мир фрагментарен и непонятен, а ощущения странные и пугающие.

Таким образом, проблемы в сфере сенсорной интеграции у детей с РАС тормозят развитие социальных навыков и навыков самообслуживания, мелкой и крупной моторики, способности планировать свои действия, а также играть и обучаться.

В настоящее время сенсорно-интегративная терапия успешно используется в комплексной терапии для детей с РАС.

Впервые этот метод был разработан лечебным педагогом и эрготерапевтом Э. Джин Айрес в начале 70-х годов XX века.

Цель данной терапии – устранение нарушений в сфере сенсорной интеграции, повышение эффективности адаптивного поведения.

В Россию терапия сенсорной интеграции пришла сравнительно недавно, но уже успела доказать свою эффективность.

Элементы сенсорно-интегративного подхода также могут применяться педагогами и родителями, хотя, прежде всего, это коррекционный метод, который используется эрготерапевтами и представляет собой строго дозированную и структурированную тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.

Родителям важно понимать, что необходим осознанный подход к стимулированию органов чувств у ребенка с РАС и желательна предварительная консультация со специалистом.

Остановимся более подробно на сенсорных системах. Известно, что существует пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Также есть «скрытые» чувства, которые очень важны для нашей повседневной жизни: проприоцептивная система (суставно-мышечное чувство) и вестибулярная система. Эти чувства дают нам информацию о положении тела в пространстве, а также частей тела друг относительно друга, скорости нашего движения.

Э. Джин Айрес пишет, что у детей с РАС может наблюдаться три вида плохой обработки сенсорных сигналов : сложности в регистрации, дефекты модуляции сенсорных импульсов и отсутствие побуждения к действиям.

В случае сложностей в регистрации сенсорных сигналов, ребенку с РАС трудно разобраться, какие сигналы важные, а какие нет. Такая особая регистрация ощущений может делать ребенка капризным в глазах взрослых, т. к. сходные сенсорные сигналы один раз он может заметить, а другой раз проигнорировать.

Сенсорно-интегративная терапия предлагает мотивировать ребенка удовольствием, получаемом при движении и способствует обработке ощущений, особенно зрительных. Регистрация сенсорных ощущений позволяет сделать выбор: действовать или игнорировать ощущения.

Ребенку с РАС очень сложно дать адаптивный ответ на сенсорные импульсы и приняться за осмысленную деятельность.

«Предлагая что-блокировать желание попробовать новое или поменять вид деятельности (Э. Джин Айрес)».

Дисфункция сенсорной интеграции может также проявляться как нарушение модуляции сигналов, т. е. как гипо- или гиперчуствительность какой-либо сенсорной системы.

При пониженной активности сенсорной системы мозг получает слишком мало информации и начинает ее «требовать», в поведении ребенка заметен поиск ощущений, при повышенной активности включается защита: ребенок начинает избегать ощущений. Родителям и педагогам важно наблюдать за ребенком, чтобы заметить особенности его сенсорных систем и скорректировать жизненное пространство и способы общения с ребенком.

Например, Э. Джин Айрес разработала специальные опросники для родителей, позволяющие оценить состояние сенсорных систем детей.

Рассмотрим разные проявления нарушений модуляции сенсорных систем.

Например, сниженная активность вестибулярной системы проявляется в желании долго и быстро кататься на каруселях, качелях, кружиться, играть в подвижные игры; при повышенной активности может наблюдаться гравитационная неуверенность или непереносимость движения.

Ребенок с гравитационной неуверенностью чувствует страх или тревогу в непривычной позе, боится перемещений в пространстве, боится упасть, ходить по лестнице.

При пониженной чувствительности проприоцептивной системы ребенок плохо осознает границы своего тела и чужое телесное пространство, часто «натыкается» на мебель, любит сильные объятия, ломает игрушки.

При гиперчувствительности ребенок не переносит тесную или тяжелую одежду, завязки и резинки, избегает объятий.

Гиперчувствительность тактильной системы проявляется в том, что ребенок не любит определенную текстуру ткани, не любит мыть голову, избегает поцелуев и щекотки, не любит игры с пластилином или пальчиковыми красками; при гипочувствительности ребенок может кусать себя, плохо чувствует боль, любит тяжелые вещи.

Обоняние – первое чувство, на которое мы полагаемся. У ребенка с РАС может быть гиперчувствительность этой системы, т. е. повышенная чувствительность к запахам, неприязнь к животным или людям, которые используют духи.

При гипочувствительности дети могут совсем не чувствовать запахов, лизать несъедобные предметы.

Гипочувствительность зрительной системы может проявляться в том, что дети плохо осознают очертания предметов, при этом любят очень яркий свет, некоторые концентрируются на переферическом зрении, испытывают сложности с восприятием глубины, им трудно ловить и бросать предметы.

При гипочувствительности дети не переносят яркий свет, зрительные образы воспринимаются фрагментарно, фокусируются на мелких деталях. Слуховая система часто нарушена у детей с РАС.

Например, в случае гипочувствительности ребенку нравятся шумные места, он может специально громко шуметь, иногда не распознает определенных звуков. В случае гиперчувствительности ребенок воспринимает окружающие звуки как более громкие или искаженные, не может отключаться от звуков.

При гипочувствительности вкусовой системы ребенок может есть буквально все, даже несъедобные предметы, а при гиперчувствительности ребенок становится ограниченным во вкусовых предпочтениях, т. к. некоторые виды вкуса воспринимаются как слишком интенсивные, определенная структура еды также часто вызывает дискомфорт.

Подобные трудности сенсорной интеграции приводят к существенным сложностям обучения детей с РАС, поэтому важно корректировать подобные нарушения.

Помимо работы ребенка со специалистом, родители также могут использовать некоторые игры и упражнения дома для регулирования тактильной чувствительности, улучшения координации движений и стимуляции вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы, улучшения зрительного и слухового восприятия, развития координации глаз-рука, пространственных представлений.

Таким образом, метод сенсорной интеграции предполагает, с одной стороны, создание особой сенсорной среды для ребенка с РАС, адаптированной под его потребности и облегчающей восприятие окружающих предметов.

С другой стороны, эта сенсорная среда должна обеспечивать комплексное использование сенсорных систем для формирования мультимодального образа окружающей действительности.

В представленной ниже таблице можно увидеть игры и советы родителям при различных особенностях сенсорных систем :

Сенсорная система Гипочувствительность Гиперчувствительность

Вестибулярная - Подвижные игры, включающие в себя скольжение, прыжки и раскачивание, в том числе на фитболе;

- Билтеральные игры, такие как плавание, прыжки на скакалках, игра на музыкальных инструментах;

- Попробуйте рисовать, читать или лепить, лёжа на животе.

- Играйте в игры, которые стимулируют координацию движений глаз, головы и рук: кидание предметов, настольный теннис, игры с мячом, стрельба по мишени и др. -Основное правило: медленно и осторожно приспосабливать ребенка к тем видам активности, которых он боится.

-Дополнительные утяжелители на кисти или лодыжки, или рюкзачок на спину может повысить ощущение безопасности при выполнении пугающих упражнений.

-Используйте воображение

-Поиграйте в знакомые ребенку игры с закрытыми глазами. Это поможет ему осознать свое тело в пространстве.

Проприоцептивная

-Различные «телесные» игры, включающие сильные объятия и сжимания, выползания, тяжелые одеяла и утяжелители.

-Толкание или переноска тяжелых предметов, например, пластиковых бутылок с различными наполнителями.

-Сенсорные дорожки с различной структурой материала.

-Игры для развития мелкой моторики (бусы, мозаика, шнуровки и др.).

Тактильная

-Игры с сенсорными коробками, песком и крупами, рисование пальчиковыми красками, водой, льдом.

-Игры с массажными ковриками и мячиками

-Сенсорные дорожки из разных материалов.

-Мягкие мочалки и кисточки

-Игры с водой.

Зрительная

-Игры для развития зрительного восприятия, можно использовать яркие пособия (цветные мозаики, разноцветные шнуровки, подбери по цвету и др.)

-Лучше играть в комнате без яркого освещения.

-Задания давать дозировано, не предъявлять сразу много предметов.

Слуховая

-Логоритмические игры.

-Использование ритмичной музыки.

-Использование тихой музыки.

-Уменьшение внешних звуков, разговаривайте с ребенком тихо.

Таким образом, метод сенсорной интеграции является важной частью терапии при аутизме, т. к. помогает детям лучше обрабатывать и понимать сенсорные ощущения, уменьшает сенсорный дискомфорт и, как следствие, улучшает двигательное планирование и моторные навыки, помогает выстроить «схему» тела, а поведение ребенка становится более адаптивным и организованным.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей»Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Сенсорное развитие детей. ФотоотчетСенсорное развитие детей. Фотоотчет Сенсорное развитие детей. Фотоотчет. Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Восприятие. Сенсорное развитие детей с РАС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Занина Екатерина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Восприятие. Сенсорное развитие детей с РАС
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 17:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД