Лучший педагог года

Сущность и специфика воображения у детей с задержкой психического развития

Наталья Жуковская
Сущность и специфика воображения у детей с задержкой психического развития

Воображение является необходимым условием почти всякой умствен-ной деятельности. Оно тесно связанно с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Эта связь взаимна: с одной стороны, воображение за-висит от качества сформированное восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для об-разных действий.

Публикация «Сущность и специфика воображения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

В психологической и педагогической литературе есть исследования, раскрывающие различные проблемы воображения детей с нормальным и аномальным темпом развития. В их числе фундаментальные теоретические исследования и практические работы, в которых даны конкретные рекоменда-ции для развития воображения детей дошкольного и школьного возраста (напр., Е. А. Екжанова, В. П. Ермаков, А. Г. Литвак, М. М. Нудельман, Е. Г. Речитская, С. К. Сиволапов и др.).

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психи-ческого развития. Феномен задержки психического развития (далее – ЗПР) исследован Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Термин «за-держка психического развития» предложен Г. Е. Сухаревой. В новейшей спе-циальной психологии дети с ЗПР изучаются с позиции дизонтогенеза (Н. Ю. Борякова, А. П. Маршалкин и др.). У детей с задержкой психического развития формирование воображения идёт на неблагоприятной почве, отли-чается фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Из-за органических или функциональных нарушений, имевших место, воображение оказывается на низком уровне развития. Имеются трудности в использовании образов па-мяти, восприятии, страдают целостность создания образа, речь не выполняет своей регулирующей функции. У большинства детей имеются недостатки зри-тельно-двигательной координации, узость объёма восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении. Детям с ЗПР требуется боль-ше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения ин-струкции. Они хуже выполняют задание, которые требуют включения вооб-ражения на материале и не вызывают непосредственного интереса.

Особое значение в младшем школьном возрасте приобретает ведущая учебная деятельность (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.). Однако, как известно, одним из средств активизации учебно-познавательного процесса в младшем школьном возрасте является игра (игровая деятельность). С. Л. Рубинштейн говорил об особой роли игры в обучении школьника, когда происходит развитие не только способностей ре-бёнка, но самой деятельности. Это – принципиальное положение, поскольку учебная деятельность не возникает на пустом месте, она есть продолжение и развитие игровой деятельности.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельно-сти школьников (кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, что определяет специфику воспи-тательно-образовательного воздействия со стороны педагога на процессы и результаты развития личности учащегося. Использованию игры в рамках внеучебной деятельности посвящены исследования С. Ю. Кондратьевой, И. Ю. Кулагиной, В. Ф. Мачихиной, Г. Д. Никандровой, однако специфика ра-боты с детьми с задержкой психического развития освещена явно недостаточ-но.

Таким образом, вопросы, связанные с проблемами формирования и раз-вития воображения у детей с задержкой психического развития во внеучебной деятельности, недостаточно разработаны, и особую актуальность приобретает изучение особенностей коррекции и развития воображения у детей с ЗПР в этой деятельности в условиях игры.

Цель: выявить средства и условия развития и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развива-ющих игр во внеурочной деятельности.

Объект: воображение у детей с задержкой психического развития.

Предмет: развивающие игры как фактор развития и коррекции вообра-жения у детей с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Определить сущность и специфику воображения у детей с задержкой психического развития.

2. Охарактеризовать специфику развивающих игр для детей с задержкой психического развития.

3. Выделить средства и условия развития и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развива-ющих игр во внеурочной деятельности.

4. Провести эмпирическое исследование по развитию и коррекции во-ображения у детей с задержкой психического развития посредством примене-ния развивающих игр во внеурочной деятельности.

Гипотеза: средства и условия развития и коррекции воображения у де-тей с задержкой психического развития посредством применения развиваю-щих игр во внеурочной деятельности можно представить в виде двух блоков – общего и специального психолого-педагогического.

Методы, используемые в работе: теоретический анализ литературы по проблеме развития воображения у детей с задержкой психического развития; формирующий эксперимент по развитию и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности; сравнительно-сопоставительный метод, метод наблюдения и анализа документов; моделирование; методы математико-статистической обработки результатов.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Библиотека изображений:

Публикация Сущность и специфика воображения у детей с задержкой психического развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Жуковская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сущность и специфика воображения у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 15:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД