Лучший педагог года

Становление образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития

Ревяко Надежда Ивановна
Становление образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития

Статья для публикации в сборнике материалов V Всероссийской научно –практической конференции «Реализация ФГОС ДО:

опыт, проблемы и перспективы»

Образ мира является психологической реальностью, образующейся при взаимодействии человека с миром. Понятие «образ мира» было введено в отечественную психологию А. Н. Леонтьевым, который подразумевал под этим понятием субъективный образ объективной реальности, который является «ориентировочной основой поведения человека..

Публикация «Становление образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

А. Н. Леонтьев впервые использовал понятие «образ мира» в контексте деятельностного подхода к пониманию происхождения и функции психического, однако анализируемое понятие существовало и раньше. Понятие образ мира широко использовалось в когнитивной психологии. Так в работах Д. Миллера часто употребляются такие понятия как картина мира, представление о себе и вселенной, модель унивёрсума. Но при этом картина мира (представление о себе и вселенной, модель унивёрсума) понимается как некоторая совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к ней. В отечественной психологии, в контексте деятельностного подхода к психике «образ мира» рассматривается иначе. А. Н. Леонтьев акцентировал что «не мир образов, а образ мира» регулирует и направляет деятельность человека. А. Н. Леонтьев характеризовал образ мира как целостное психологическое образование, которое нельзя свести к совокупности отдельных образов предметов и явлений окружающего мира. В его работах утверждается что «образ мира» имеет форму амодальной схемы объективного мира. «Образ мира имеет характер ядерной структуры по отношению к тому что на поверхности выступает в виде той или иной модально оформленной и, значит, субъективной картины мира».

Концепция образа мира получила развитие и экспериментальное обоснование в работах Е. Ю. Артемьевой, Б. М. Величковского,

В. П. Зинченко, В. В. Петухова, С. Д. Смирнов, В. П. Серкина. Рассматривая различные аспекты «образа мира», исследователи стремились определить его структуру.

Разрабатывая психологическую структуру «образа мира» большинство авторов, вслед за А. Н. Леонтьевым выделяют существование ядерных и поверхностных структур образа мира. К ядерным структурам относят непосредственно не воспринимаемые, «амодальные» знаковые системы, совокупность которых обозначают как собственно «образ мира» или представление мира. К поверхностным структурам отнесены сенсорно-перцептивные образы и представления разных модальностей, комплекс которых называют «картиной мира» или представлениями о мире.

Е. Ю. Артемьева развивая концепцию А. Н. Леонтьева, предлагает конкретизировать понятие «образ мира» соотносимым с ним конструктом «субъективный опыт». Ориентация Е. Ю. Артемьевой на анализ следов взаимодействия человека с реальностью, зафиксированных в субъективном опыте позволили автору предложить более дифференцированную структуру образа мира. Эта структура получила название трёхслойной, так как состоит из поверхностного, семантического и ядерного слоёв. Как мы видим модификация структуры образа мира предложенной А. Н. Леонтьевым состояла в выделении между поверхностными и ядерными структурами промежуточного семантического слоя, который определяется Е. Ю. Артемьевой как «система так или иначе понимаемых значений». Поверхностный слой назван «перцептивным миром» и традиционно охарактеризован как имеющий модальное строение, соотносимый с сенсорным отражением окружающего и представлениями о нём. Ядерный слой в концепции Е. Ю. Артемьевой обозначен как «образ мира в узком смысле», который представляет собой «слой амодальных структур», образующихся при мыслительной переработке содержания семантического слоя. Поверхностный, семантический и ядерный слои функционально связаны. Семантический слой синтезирует и структурирует образы объектов поверхностного слоя и управляет его работой. В свою очередь ядерный слой регулирует работу семантического и получает от него смыслы – обобщённые отношения субъекта к объективной реальности.

Итак, образ мира это субъективный образ объективной реальности, который является «ориентировочной основой» поведения человека. Образ мира содержит в себе поверхностный слой, связанный с развитием представлений об окружающем и ядерный амодальный слой, представляющий собой целемотивационный комплекс в основе, которого лежит представление мира.

В современных психологических исследованиях даётся несколько определений образа мира. Образ мира – это целостная, многоуровневая система представлений личности о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

В. В. Абраменкова определяет образ мира как совокупность знаний, представлений, смыслов, реализуемых в образно-визуальных моделях, образующих собой систему графических и смысловых значений.

М. Г. Ковтунович полагает, что любой образ мира, которых у человека может быть несколько – это прежде всего «знаниевая» система. С точки зрения М. Г. Ковтунович основу построения образа мира составляет не только восприятие окружающей действительности, но и те знания о мире, которые транслируются ребёнку и усваиваются им.

Г. М. Андреева считает, что образ мира, может быть «субъект ориентированным» – отражающим субъективное переживание окружающего и «мирориентированным» – отражающим реальные связи и отношения объектов окружающего мира.

Итак, в определение того что такое образ мира, современные исследователи вкладывают достаточно разное содержание. Но все определения отмечают, что образ мира это система представлений, знаний об окружающей действительности и субъективное отношение к ней.

Исследователи выделяют коллективные и индивидуальные образы мира. К первым относятся: глобальные, этнические и субкультурные образы мира. Индивидуальные образы мира присущи всем людям.

Глобальный образ мира представляет собой систему представлений человечества о мире, ценностях и отношениях к нему и регулирует функционирование и дальнейшее развитие цивилизации на планете Земля. На основе глобального образа мира каждая культура (этнос) в соответствии с уровнем развития формирует собственный – этнический образ мира, который понимается как некое целостное представление о бытии, присущее членам данного этноса.

В пределах одного и того же этноса отображаются представления о мире в определенных субкультурах – социальных сообществах, объединенных совместной деятельностью, социальным положением, вкусами, гендерной принадлежностью, местом жительства и т. д. Образы мира, характерные для этих локальных сред, называют субкультурными.

Опираясь на глобальный, этнический и субкультурный образы мира каждый человек выстраивает свой индивидуальный образ мира.

Все эти образы мира (глобальный, этнический, субкультурный, индивидуальный) связаны прямой и обратной связью, взаимообуславливают, порождают друг друга.

Итак, образ мира двусторонне детерминирован. С одной стороны, образ мира зависит от объективной реальности, от того физического, социального и культурного фона на котором развивается вся психическая деятельность человека, а с другой определяется индивидуальными особенностями самого человека: его возрастом, полом, уровнем и качеством образования, уровнем познавательной деятельности, опытом социальной жизни, ценностным отношением к предметному и социальному миру.

В теоретических и практических целях определялась структура образа мира. Так А. Н. Леонтьев выделяет в образе мира пространство, время и системы значений. Координаты пространства и времени заимствуются субъектом из физического мира, а системы значений присваивается из практики социального взаимодействия. Важнейшей системой значений является язык и развивающаяся на его основе речь.

В психологических исследованиях разработана трёх компонентная структура «образа мира». По мнению исследователей, «образ мира» состоит из когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов. Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, субъект понимает закономерности социального и природного мира, формирует представления о других людях и себе самом. Эмоционально-ценностный компонент заключается в осознании своих ценностных ориентаций, субъективных оценок разных элементов окружающего мира. Деятельностный компонент образа мира определяется как способность регулировать и организовывать собственное поведение в соответствии со своими представлениями о мире и субъективными оценками окружающего.

В отечественной психологии существуют исследования, построенные на двух компонентной модели «образа мира», состоящей из объективных и субъективных представлений о образе мира. Объективные представления определяются как представления об окружающих объектах, явлениях предметного и социального мира и представления о себе, своём «Я». Субъективные представления — это отношение к объектам предметного и социального мира и к себе, своему «Я» в этом мире.

Анализ ряда современных исследований показывает, что представления ребёнка об окружающем рассматриваются как структурный компонент формирующегося образа мира в этих работах обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость качества представлений и сформированности образа мира.

На основании имеющихся в литературе сведений можно определить представления об окружающем мире как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей ребёнка предметной, природной и социальной действительности, основанных на запечатлённых в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся осмыслению и определённым образом структурированных. По мнению Б. Ф. Ломова наиболее характерная особенность представления состоит в том, что в нём соединяется наглядность и обобщённость. Как правило представление о том или ином объекте или явлении формируется в процессе его многократного восприятия. Благодаря этому происходит отбор признаков объекта, их интеграция и преобразование, которые проявляются в отсеивании случайных признаков и фиксации лишь наиболее характерных и информативных. В представлении структура образа, поставленного восприятием, меняется – образ схематизируется, что и позволяет представлению «выходить» за наличную ситуацию.

Адекватные представления об окружающем определяют возможность полноценной ориентировки в действительности, её понимания и взаимодействия с ней. Качество представлений об окружающем мире (адекватность, полнота, структурированность, наряду с позитивным отношением к нему, является показателями сформированности образа мира.

Итак, образ мира – это целостная, многоуровневая система представлений личности об окружающей действительности и субъективное отношение к ней. Представления об окружающем мире и отношение к миру являются необходимыми структурными компонентами построения образа мира.

Публикации по теме:

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Консультация для родителей старших дошкольников «Становление красноречия» Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Становление образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 16:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД