Получи документы

Создание условий для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Ольга Подваркова
Создание условий для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Развитие коммуникативных способностей у детей

с задержкой психического развития.

Уголок настроения.

1. Слайд С самого рождения ребенок познает окружающий мир. Родители знакомят малыша с людьми, предметами, явлениями, каждый раз проявляя свое отношение ко всему, что нас окружает.

Научить понимать свое эмоциональное состояние должен взрослый.

Для этого в группе мы создали «Уголок настроения»

Для чего он нужен?

Публикация «Создание условий для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР» размещена в разделах

Настроение – это эмоциональное состояние, которое оказывает воздействие на деятельность. Настроение может стать прекрасным мотивом, побуждая к действию, а может стать тормозом и помехой. Если взрослый человек может контролировать свои переживания, то ребенку сделать это невозможно, тем более ребенку с ЗПР.

Что бы управлять своими эмоциями, нужно уметь выделять главные эмоции. А для этого нужно научить ребенка отслеживать свое настроение и оценивать его.

Уголок настроения в группе нужен для эмоционального развития и укрепления психологического благополучия детей. В основе уголка настроения лежит визуализация. Другими словами, здесь невидимое становится видимым. Поэтому уголок настроения будет эффективным в том случае, если в нем достаточно предметов, которые можно потрогать, пощупать и использовать. А вот назначение этих предметов очень оригинально. Каждая игрушка, подушка, баночка, картинка имеют свой особый смысл.

Как это устроено у нас в группе. Уголок настроения разбит на три зоны:

2 слайд первая зона «Здравствуйте, я пришел» и «Мое настроение»

Приходя в детский сад, ребенок поворачивает ромашку со своей фотографией, как бы сообщая, что я пришел. Здесь же можно выбрать ромашку смайлик «Я пришел с таким настроением». Уже в приемной дети начинают обсуждать с родителями о том, кто пришел, и кого нет, делая предположения, почему сегодня нет, н-р: Саши. У кого какое настроение, заходя в группу: задают вопросы, что случилось? Почему ты сегодня злой или грустный. В самом начале, этот вопрос они задавали воспитателю: Ольга Константиновна, почему Дарина пришла в детский сад злая. А мы можем сами догадаться? Нет. Давай спросим у Дарины. Оказывается, она легла поздно спать и не выспалась. Сейчас они уже спрашивают друг у друга напрямую, жалеют, успокаивают. В течение дня настроение у ребенка меняется, и он может в любой момент сообщить об этом с помощью смайлика.

Обязательный ритуал: «Утренние приветствие». Проводится, когда все дети пришли. Мы дарим друг другу комплименты или проводим игру:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся, (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Ритуал создает благоприятную обстановку для дальней работы в группе.

В группе есть картотека утренних приветствий, их там около 30, каждую неделю мы разучиваем новое приветствие.

3Слайд: 2 зона – это Место знакомства с эмоциями.

В этом месте можно находится одному и с друзьями. Все в свободном доступе для детей.

4 сла йд Дети очень любят кривляться перед зеркалом, изображая эмоции. Есть игра, где ребенок показывает другому ребенку, какую эмоцию он должен изобразить. И не просто показывает стрелочкой, но и проговаривает это вслух.

Еще одна интересная игра «Если тебе грустно, сделай это». Нужно закрыть глаза и пальцем наугад ткнуть в круг с изображением и посмотреть, что можно сделать: посмотреть книгу, обнять близкого человека, послушать музыку, пообщаться с другом и т. д. Эта игра помогает детям понять, что скучать некогда, есть дела поважнее скуки и уныния.

5 слайд Девочка мирилка. Дети берут ее за руки, смотрят друг другу в глаза (это обязательное условие) и проговаривают мирилку:

Мирись, мирись, больше не дерись,

Если будешь драться, я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья.

В кармашке можно выбрать любую мирилку.

Слайд 6, 7 Тут же есть картинки с эмоциями (разные, мы их используем, н-р при чтении художественной литературы, что бы оценить настроение героев сказки или стихотворений.

Слайд 8 Игра : Хорошо- плохо. Дети учатся проговаривать и объяснять другим детям поступки, изображенные на картинке. Представлена в двух вариантах.

Слайд 9 Игра : «Что будет потом». На развитие причинно-следственных связей. Н-Р: на одной картинке девочка поливает цветы, на другой цветы распустились.

На одной картинке мальчик играет на дороге в мяч, на другой картинке произошла авария и полицейский свистит в свисток.

Эта игра помогает детям понять, что любое наше действие имеет последствия и от нас зависит: хорошими они будут или плохими.

Игра «Найди пару»

Дети сопоставляют две картинки: н-р, мальчик рисует на обоях и мальчик рисует за столом вместе с мамой. Обращаем внимание на эмоции мамы.

Детям очень нравятся эти игры: вчера я услышала от детей, такие слова: зачем ты сломал мой гараж. Мне это не нравиться.

Игра «Подбери эмоцию»

Слайд 11 Еще одна интересная находка: это изображение эмоций, которые можно примерить себе. Самое интересное, что дети, примеряя эмоции, стали выбирать только позитивные и радостные, объясняя это тем, что им не нравиться быть злыми, обиженными и грустными.

Слайд 12 Здесь же находятся вязаные фигурки бабушки, дедушки, мамы, папы, девочки и мальчика. Это пальчиковые фигурки. С помощью этих фигурок мы разыгрываем различные проблемные ситуации. Изображая чужие эмоции, ребенок проецирует свои, и учиться их понимать.

У нас разработана картотека заданий по знакомству с эмоциями.

С помощью этих игр и картинок дети могут познать мир чувств и эмоций, а правильное понимание эмоций это шаг к контролю над собой.

Слайд 13 третья зона: Место для уединения: здесь есть диванчик и мягкие подушки. Шторы. Эти предметы дают возможность отделиться от общей группы в маленькое пространство, где дети могут помечтать, отдохнуть, посмотреть книжки – главное, побыть в одиночестве.

Большая мягкая игрушка Мишка, своего рода игрушка жилетка, которой можно рассказать свои секреты, пожаловаться, погрустить. Дети очень любят лежать с ним в обнимку. Фотографии.

14 слайд Там же находятся различные игрушки антистрессы (мы делали вместе с детьми). Тактильные предметы: резиновые игрушки, массажные мячи ежики, помпоны, клубочки с цветными нитками, маленькие мягкие игрушки. Главное, что бы на какое то время руки ребенка были заняты повторяющимися движениями: нажатием, сжиманием, поглаживание и т. д.

Все это нужно для успокоения и релаксации.

Тут же находится альбом «Наши славные дела», там хранятся фотографии детей нашей группы : как мы убирали снег на участке, делали винегрет, учились застилать кровати, дежурили по столовой, ходили на экскурсию, фотографии с праздников, т. е. все то, чем мы можем гордиться, и эти воспоминания дарят нам радостные эмоции. Вот оказывается, какие мы молодцы, сколько хороших дел мы совершили. Активизируется речь, желание вспомнить и поделиться впечатлениями.

Слайд 15 Кубик эмоций и эмокнижка. Ребенку предлагается, взять книжку и понаблюдать за детьми и взрослыми. Определить, какое у окружающих настроение. Так мы учим ребенка быть внимательным и определять эмоциональное состояние окружающих.

Слайд 16 Есть предметы для снятия стресса и вывода эмоций: все предметы расположены в доступном для детей месте. Место должно быть удобным и привычным. Дети не должны прятать в себе плохое настроение, мы даем им возможность вывести негативные эмоции. Для этого у нас есть простые, но волшебные вещи.

Агрессивный коврик (коврик злости) обычный массажный коврик, на котором дети могут потоптаться, сняв обувь.

Ведро гнева: нужен такой предмет, что бы он обязательно прикрывал рот ребенка, так он будет в него кричать, или дуть, выдувая свои обиды и злость. Так же можно сделать: мешочек для крика, баночку кричалку, шкатулку, т. е все, на что хватит фантазии.

Слайд 17 Подушка колотушка – предмет, который можно побить, постучать, сжать в руке. Еще можно использовать боксерские груши, ткане-поролоновые молоточки, резиновые мячи.

Дидактические игры и материалы оказывают положительное воздействие на психическое развитие ребенка. Эти предметы являются универсальными, т. к. снимают напряжение и тут же направляют энергию в сторону познания и развития С помощью простых вещей ребенок учится оценивать и контролировать свое состояние, понимать других людей, уважать и принимать их чувства. А взрослые учатся понимать и принимать особенных детей. Понимать друг друга - это и есть самое главное в нашей работе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:

Публикация Создание условий для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Подваркова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Создание условий для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР
Опубликовано: 12 апреля 2023 в 17:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД