МААМ-картинки

Социально-коммуникативная компетентность дошкольников и ее развитие

Монахова Ольга
Социально-коммуникативная компетентность дошкольников и ее развитие

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.

Публикация «Социально-коммуникативная компетентность дошкольников и ее развитие» размещена в разделах

Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития :

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

• формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

• использование в практике работы здоровьесберегающих образовательных технологий;

• реализация общеобразовательной программы;

• обогащение предметно-пространственной среды.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму, являются:

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» :

1. Требования к основным компетенциям педагога :

• обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

• поддержка индивидуальности и инициативы детей;

• установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

• построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

• организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.

Младший дошкольный возраст

• вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

• организация сюжетных игр;

• организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

• простейшие поисковые и проблемные ситуации;

• игры с моделированием;

• литература и игра (чтение).

Средний дошкольный возраст :

• организация сюжетно-ролевых игр;

• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

• введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Старший дошкольный возраст :

• ситуационные задачи, их широкая вариативность;

• использование метода проектов;

• использование метода коллекционирования;

• использование театрализованной деятельности;

• использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);

• самостоятельная деятельность детей.

3. Инновационные формы работы с родителями:

• совместные образовательные проекты, а также семейные;

• вечера вопросов и ответов;

• родительские гостиные;

• совместное творчество родителей, детей и педагогов;

• творческие выставки и фотовыставки;

• тематические вечера и викторины;

• совместные досуги;

• видеоинтервью и мультимедийные презентации;

• совместное создание мини-музеев.

Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников необходимы следующие организационно-педагогические условия:

• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

• обучение умению слушать и слышать другого;

развитие умения использовать в общении мимику, пантомимику и голос;

развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

• воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

• формирование чувства симпатии между участниками общения;

• объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;

• обучение детей умению владеть собой;

развитие умения анализировать ситуацию;

• целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов и психологов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и психолога и, конечно, роль этих специалистов: педагога и психолога в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.

Литература

.1. Венгер Л. А., Мухина В. С. «Возрастная психология: Феноменология развития, детство и отрочество», Просвещение, 2008.

2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. М., 2006.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. С-Пб., 2010.

4. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность/ под ред. Лисина М. И. М., 1974

5. Панфилова А. П. Теория и практика общения : Пособие для студ. Издательский центр «Академия», М. ,2011.

6. Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/ Волгоград. : Учитель,2011.

7. Репина Т. А., Стеркина Р. Б. Общение детей в детском саду и семье. М., 2014.

8. ФГОС ДО

Публикации по теме:

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Социально — нравственное развитие «Хорошо ли быть злым?» Тема «Хорошо ли быть злым?» Задачи: продолжать знакомство с полярными понятиями «Добро-Зло»; закреплять умение определять эмоциональное.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Библиотека изображений:

Публикация Социально-коммуникативная компетентность дошкольников и ее развитие (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Монахова Ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социально-коммуникативная компетентность дошкольников и ее развитие
Опубликовано: 13 августа 2021 в 12:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД