МААМ-картинки

Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста

Зуля Садаева
Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.

В центре внимания педагогов и психологов всегда была проблема сенсорного развития и освоение детьми раннего возраста сенсорных свойств предметов. И сегодня она осталась актуальна, так как развитие сенсорной культуры ребенка – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

Публикация «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л. А. Венгера, в вооружении ребенка сенсорной культурой, подразумеваются результат усвоения им общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах предметов.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Важно обогащать чувственный опыт ребенка, развивать восприятие свойств предметов : формы, величины, цвета.

Важность и необходимость сенсорного развития детей раннего возраста.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии ребенка, которое предусматривает формирование всесторонне развитой личности. Известно, что третье тысячелетие ознаменовано «информационной революцией». В современном обществе интеллектуально развитые люди считаются национальным достоянием, поэтому на первый план выдвигается задача - формирование способности к активной умственной деятельности. В умственном воспитании дошкольников наиболее важным является сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, затем в школе. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л. А. Венгера, в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста изучались В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддъяковым, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, и др., которыми отмечалось, что развитие сенсорного восприятия - сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное развитие.

Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста высоко оценивали такие представители дошкольной педагогики, как М. Монтессори, Ф. Фребель, Е. И. Тихеева. Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста направлено на то, чтобы дети могли точно, полно воспринимать предметы окружающей действительности, их разнообразные свойства и отношения между ними (форму, цвет, величину).

Данные психолого-педагогических исследований авторов (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, Е. Н. Подколзина, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова, и др.) свидетельствуют о том, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является важным звеном в системе коррекционно-воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений.

Научно обоснована необходимость включения сенсорного воспитания детей раннего возраста во все виды детской деятельности (Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Л. И. Плаксина, и др.). Сенсорное воспитание включается в деятельность дошкольников с учетом возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, основных закономерностей и особенностей развития сенсорных способностей у детей.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей деятельности, делает жизнь ребёнка богаче и ярче. Бедность же впечатлений обуславливает появление отрицательного эмоционального состояния. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называется перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. В этот период ребёнок учится отображать отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния). Именно взрослый может своевременно обучить ребёнка этим действиям.

На сенсорном воспитании сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные, так как оно имеет огромное значение для ребёнка на определённом этапе его развития.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира : он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Ранний возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей малыша[4].

Результаты исследований Эльконина Д. Б., Запорожца А. В. показывают, что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста. По мнению Пилюгиной Э. Г., развиваются только те сенсорные способности, для формирования которых созданы наилучшие педагогические условия.

По мнению Э. Г. Пилюгиной, чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира[5].

Из исследований профессора Щелованова Н. М. видно, что ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30%-40%. Поэтому, проблема взрослых заключается в том, чтобы выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.

В своей многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

По мнению Ф. Фребеля ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущение дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

М. Монтессори указывает на то, что ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств[7].

Как отметила М. Монтессори, процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности[1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

По мнению Поддъякова Н. Н., главное для развития сенсорных способностей – не упустить время! Необходимо начинать сенсорное развитие и сенсорное воспитание с раннего детства.

Литература

1. Афанасьев, Т. Монтессори-метод в современном опыте/ Т. Афанасьев. - М. : Изд-во Педагогика-Пресс, 2000.-85с.

2. Венгер, Л. А. Генезис сенсорных способностей/ Л. А. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. - М. : Изд-во Педагогика, 1976.-14с.

3. Волосова, Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста : основные показатели/ Е. Б. Волосова. -М. : Изд-во Линка-Пресс, 1999.- 150с.

4. Иванов, В. Н. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета : модель воспитания детей раннего возраста/ В. Н. Иванов. -М. : ВЛАДОС, 2006.-310С.

5. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста : кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина. - М. : Изд-во Просвещение, 2, АО Учебная литература, 1996.- 150с.

6. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей/ Н. Н. Поддьяков. -М. : Изд-во Просвещение, 1981.-260с.

7. Плеханов, А. Н. Педагогическая теория и практика М. Монтессори/ А. И. Плеханов// Дошкольное воспитание : журнал. - 2006.- №10.-с. 18-20

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Система дидактических игр по развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста Дидактические игры на развитие восприятия.

Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возрастаДидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста Одним из наиболее эффективных средств сенсорного развития является дидактическая игра. Она помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста» Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Маленький ребенок.

Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста» В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

Круглый стол для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Организация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возрастаОрганизация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возраста Ранний и младший дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности,.

Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактической игры Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста через дидактическую игру Для сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Презентация на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Под сенсорным развитием понимается развитие у ребенка процессов восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в.

Библиотека изображений:

Публикация Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зуля Садаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста
Опубликовано: 20 мая 2018 в 10:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД