МААМ-картинки

Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактической игры

Карташова Инга
Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактической игры

Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста через дидактическую игру

Для сенсорного воспитания детей раннего возраста необходимо соблюдение ряда условий. Сенсорное воспитание детей раннего возраста будет проходить более эффективно, если:

Публикация «Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах

1. Подобрать систему дидактических игр направленных на формирование эталонных представлений у детей раннего возраста о цвете, форме и величине предметов.

2. Разместить в сенсорном уголке дидактические игры, направленные на ознакомление, развитие и закрепление сенсорных эталонов,

3. Вовлечь родителей в работу по сенсорному воспитанию детей.

Первое условие предполагает разработку серии дидактических игр, направленных на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста на основе следующих принципов:

• В содержание дидактических игр будут включены сенсорные эталоны : цвет, форма, величина;

Дидактические игры будут проводиться систематически;

• Вызывать у детей интерес к дидактической игре, желание играть;

• Постепенное усложнение игровой задачи.

Серия дидактических игр, направленная на формирование сенсорных

эталонных представлений у детей раннего возраста должна строится поэтапно:

1 этап – Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.

Обучение детей обследованию предметов проводить последовательно. Например, беря в руки шар, дети накладывают на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по- другому. Они берут их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани. Полые предметы дети берут иначе. Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры : «Чудесный мешочек», «Что в мешочке?», «Догадайся,что за предмет».

Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:

Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку» (разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру» (детям раздают карты с вырезанными контурами фигуры. Педагог показывает фигуру, просит назвать ее, какого она цвета, у кого есть такая на карточке, и так далее пока дети не закроют все карточки., «Прятки».

Игры по формированию представлений о цвете предметов:

«Сделаем куклам бусы», «Подбери чашку к блюдцам», «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключение: «Такой же шарик. Предметы одинаковые. Цветочки разные.» Дети учатся сравнивать, сопоставлять цвета. В работе по цвето-восприятию можно предложить для куклы в красном платье налить чай красную чашку и поставить на блюдце такого же цвета.

2 этап – Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию.

Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять умение определять цвет, форму, величину предметов. Дидактические игры, разученные ранее используют в интегрированном образовательном процессе:

- в образовательной области «Познавательное развитие» («В какую коробочку», «Чудесный мешочек»);

- в художественно- эстетическом развитии («Разноцветные капли», «Сложи узор» и др.);

- в речевом развитии («Назови какой», «Кто вышел погулять»).

3 этап – Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.

На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки : башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу. Доля самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик», «Собери пазл», «Кто чей малыш», «Чей домик» и другие. Дети проявляют интерес так же к наборам для завинчивания к мозаике.

Для реализации второго условия необходимо подобрать дидактические игры, которые будут соответствовать раннему возрасту детей и способствовать развитию сенсорных представлений. Для того, чтобы дети могли свободно пользоваться дидактическими играми они должны быть размещены в доступном месте для игр - уголке сенсорики. Развитию сенсорных представлений детей раннего возраста будут способствовать народные игрушки: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Они должны быть контрастные по величине, цвету. К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры, это кубики, карточки. Продуктивность сенсорного воспитания во многом зависит от эмоциональности его проведения. Дети этого возраста не способны заставить себя сделать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Всё, что используется должно иметь привлекательный вид: яркие, цветные кубики, шарики, пирамидки [8, с. 120].

Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры, многие из которых связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков ("Чудесный мешочек", "Чем похожи и не похожи" и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами. В играх постоянно происходит ознакомление детей и с качествами предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия "занимательной коробки" и т. д.

Для успешной работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста необходимо организовать работу с родителями – третье условие. В работе с родителями используется много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в сенсорном воспитании и развитии ребенка. Проведение родительских собраний помогает познакомить родителей с организацией педагогической работы по сенсорному воспитанию, показать воспитательные цели. В работе с родителями следует проводить консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том, какая работа должна проводиться дома для закрепления навыков. Наглядная информация, размещенная в «уголке для родителей» будет способствовать развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста, ведь знания, полученные родителями, будут способствовать накоплению, закреплению и обогащению сенсорных представлений у детей раннего возраста. Необходимо рассказать родителям какие дидактические игрушки будут способствовать развитию сенсорных эталонных представлений детей о цвете, величине, форме, как правильно подобрать игры для детей данного возраста. Проведение собраний, педагогические беседы с родителями, круглый стол с родителями, тематические консультации; конференции с родителями, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; организация «уголков для родителей»; посещение семьи; оформление витрин (фотомонтажей, работа с родительским активом группы и многое другое будут способствовать расширению знаний родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Таким образом, педагогическими условиями сенсорного воспитания детей раннего возраста являются :

- правильно подобранная серия дидактических игр, направленных на формирование эталонных представлений у детей раннего возраста о цвете, форме и величине предметов.

- разнообразные дидактические игры, которые необходимо разместить в доступном для детей месте, направленные на ознакомление, развитие и закрепление сенсорных эталонов,

- взаимодействие педагогов и родителей в сенсорном воспитании детей раннего возраста

Публикации по теме:

Консультация «Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников» ГККП «Ясли-сад №16» Содоклад «Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников» (№ 3педсовет-2017г.) воспитателя старшей.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (Цветочный город) 143405, Московская область, г. Красногорск,.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности в сопровождении педагога. Задачи: 1. Развитие связной.

Опыт работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры» Аннотация В данном опыте представлена система работы педагога Подлужной Марины Владимировны по использованию дидактических игр в сенсорном.

Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современном ДОО .

Педагогический совет «Педагогические условия повышения результативности экологического воспитания детей» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» Красноярского края, Каратузского района, с. Каратузское.

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Аксенова Валентина Владимировна, педагог-психолог, МКДОУ №262, г. Новосибирск Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Образование и развитие личности.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактической игры (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Карташова Инга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 15 мая 2018 в 12:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД