МААМ-картинки

Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников

Татьяна Тукиш
Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников

Если развитие ребенка соответствует норме, то ребенок различает на слух все звуки речи. Даже акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста. Если есть какие-то сомнения, начинаем проверять акустически близкие звуки с трехлетнего возраста. Обязательно обследуем: твердые - мягкие (15 пар); звонкие - глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); звуки [р], [л].

Публикация «Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников» размещена в разделах

Если проверка показывает, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то очевидно, что у него нет предпосылок акустической дисграфии.

Если ребенок не дифференцирует те или иные пары или группы звуков на слух, приступаем к про-филактической работе.

Важно начинать работу именно с трехлетнего возраста, т. к. работа предстоит обширная и она долж-на быть закончена до начала обучения грамоте. Работа по слуховой дифференциации звуков должна проводиться для предупреждения акустической дисграфии и задержанного возрастного правильного произношения.

Я начинаю свою работу с обучения детей умению четко артикулировать гласные звуки (а. о,у,ы,и). Это важный этап, т. к. многие ошибки письма связаны с нарушением артикуляции данных звуков.

Для формирования правильного артикуляционного уклада рекомендую родителям проводить артикуляционную гимнастику. Тем более, что сейчас очень большой выбор различных пособий с иллюстрациями и сказочным текстом, типа «Сказки о веселом язычке».

Эффективна в этом возрасте бионергопластика. Естественное распределение биоэнергии в организме происходит тогда, когда выполняются движения руки и артикуляционного аппарата совместно. Биоэнергопластика влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает ко-ординацию движений и мелкую моторику.

Очень полезны упражнения, когда дети пропевают гласные, а руки при этом выполняют различные действия:

А- руки веерх

Э-руки округлены

У- руки вытянуты вперед и т. д.

Главное придерживаться определенного алгоритма, чтобы научить детей:

- показ и словесная инструкция.

- словесная инструкция без показа.

Далее усиливаем кинестетические ощущения, выполняем упражнения:

- с открытыми глазами;

- с закрытыми глазами.

С детьми старшего возраста произношение свистящих звуков сопровождается движением ладо-ни вниз, шипящих-вверх (в соответствии с движением языка).

Активно развиваем мелкую моторику рук: штриховка, рисование, раскраски, пальчиковые упражнения,Су-Джок терапия магнитными шарами, игольчатые коврики и шары Ляпко и т. д. Все это раз-вивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и по-вышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Отдельно хочется отметить. Игры и упражнения с массажным мячиком.

Массажный мячик:

– эффективно развивает кисти рук ребёнка, движения пальчиков, разрабатывает мышцы.

- воздействует на нервные окончания,

- улучшает приток крови и активизирует кровообращение.

- улучшает капиллярный кровоток, сокращает венозный застой, повышает кожно-мышечный тонус.

А все это в целом улучшает общее состояние организма, стимулирует психомоторное развитие ребенка.

Полезны такие упражнения:

Упражнения с массажным мячиком:

1. «Мы катаем вверх-вниз, вправо-влево и по кругу. Пальчики встречаем, и по ним катаем».

2. «Мяч в ладошке сожми, пальчиками придави».

3. «Мяч подкинем, ручки подставляем - мяч поймаем».

4. «Мячик в правой я держу, в левую переложу» и т. д.

Эти и другие упражнения помогают сделать занятие интереснее и разнообразнее.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:

Публикация Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2022 в 19:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД