МААМ-картинки

Сказкотерапия как современная педагогическая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Оксана Молоткова
Сказкотерапия как современная педагогическая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

(Слайд 1) Работая с детьми, по коррекции нарушений в речи я столкнулась со многими проблемами. Особо меня затронула проблема связанная с развитием связной речи. При коррекционной работе у детей наблюдалась скованность в высказываниях, односложные ответы на вопросы, дети составляли однотипные предложения. У детей возникали большие трудности в составлении рассказов. Так же я особо выделила проблему психофизического развития у детей. Дети отличались особой раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Как правило, ребята довольно быстро утомлялись.

Публикация «Сказкотерапия как современная педагогическая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Для меня стал вопрос подобрать такой метод, где затрагивались бы все компоненты развития личности. И развитие связной речи, и психофизическое развитие.

(Слайд 2) Проанализировав многие формы и методы работы с детьми, меня заинтересовал метод сказкотерапии. Этот метод, по моему мнению, более действенный при работе с детьми, так как все дети любят сказки. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, так как формирует веру в позитивное разрешение проблем. Дети лучше слушают сказку, чем рассказ, стараются пересказать её и дополнить своими мыслями.

(Слайд 3) Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике.

Исследованию сказок и методу сказкотерапии посвятила себя Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева которая собрала и обработала огромное количество материала по данной проблеме.

(Слайд 4)Андрей Владимирович Гнездилов определяет сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка». В методике Ольги Алексеевны Шороховой «Играем в сказку» основная задача - развитие связной, монологической и диалогической речи.

(Слайд 5) Целью моей работы стало включение эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, развитие психических процессов и эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

(Слайд 6) Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Усовершенствовать систему коррекционной работы.

2. Способствовать обогащению лексического запаса.

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

4. Развивать у детей умение самостоятельно строить свои высказывания.

(Слайд 7) Используя в работе элементы сказкотерапии, необходимо учитываем следующие особенности:

• речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, дизартрия, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);

• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; низкая работоспособность);

• специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

(Слайд 8) Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность педагога. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки :

* используются простые, хорошо знакомые детям сказки,

* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик

* возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.

(Слайд 9) Опираясь на все выше перечисленный особенности, был составлен тематический план с подбором сказок по лексическим темам.

(Слайд 10) В работе с детьми использую следующие формы комплексной сказкотерапии :

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок ( групповое: придумывание “по кругу” сказки, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).

Куклотерапия (пальчиковые, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

(Слайд 11) Для развития психических функций в образовательный процесс были введены сказочные персонажи. Это способствовало преодолению неуверенности в себе, стеснительности, достижению эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Так же вызывало у детей речевой интерес, побуждало к речевой активности.

(Слайд 12) Хочу вам представить фото подгрупповых занятий с элементами сказкотерапии. Медитация на сказку. Перевоплощения в дом.

(Слайд 13) Пантомимические этюды. Воспроизведение эмоций играющими детьми и “чтение” эмоций наблюдающими за игрой детьми несет психопрофилактическую функцию. (Страх, удивления, грусть) Так же мы воспроизводим не только эмоциональное состояние, но и физическое (холод, жара)

(Слайд 14, 15) Постановка сказок. Сказки ставятся не только на занятиях, но и на утренниках.

(Слайд 16) Итоговым продуктом работы со сказками являются рисунки детей.

(Слайд 17) Традиционно у нас в саду проводятся интеллектуальные игры. В этом году мы провели викторину на тему «Экологические сказки». Почти в каждой сказки можно найти экологическую изюминку. В рамках конкурса ребята отгадывали загадки, составляли логические цепочки, готовили творческие номера.

(Слайд 18, 19) В пополнении развивающей предметно-пространственной среды участвуют не только педагоги детского сада, но и родители с детьми.

(Слайд 20) Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты, для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.

Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия являются следующие этапы:

1 этап. Ритуал “входа” в сказку. Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

2 этап. Повторение. Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

3 этап. Расширение. Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.

4 этап. Закрепление.

Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.

5 этап. Интеграция.

Цель: Связать опыт с реальной жизнью.

6 этап. Резюмирование.

Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7 этап. Ритуал “выхода” из сказки.

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

(Слайд 21) Введение элементов сказкотерапии в образовательный процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

(Слайд 22) Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Лэпбук» как современное средство автоматизации звуков на логопедических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи«Лэпбук» как современное средство автоматизации звуков на логопедических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи Так как этап автоматизации звука является самым длительным из процессов коррекции звукопроизношения и состоит в основном из речевого материла,.

Групповое логопедическое занятие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи в 4 классе по теме «Предлоги в, на, под» Мной представлен конспект группового логопедического занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи, с. Дауна. Занятие проводилось.

Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения» Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения» Современные педагогические технологии.

«Лэпбук как современная технология дошкольного образования». Семинар-практикум Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься.

Организация индивидуальных логопедических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию.

Кинезиология в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи КИНЕЗИОЛОГИЯ - наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Сценарий праздника, как средства развития детей с тяжелыми нарушениями речи «Лето» Оздоровительная досуговая деятельность как средство развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Выполнили: Учитель-логопед – Минакова И. М.

Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Слайд 1-2 Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Новикова И.

Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Проблема взаимодействия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии не новая, но очень актуальная на сегодняшний день. В нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как современная педагогическая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 3 марта 2019 в 18:26
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД