Лучший педагог года

Самообразование на тему «Золотая Хохлома»

Ника
Самообразование на тему «Золотая Хохлома»

Пояснительная записка:

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Публикация «Самообразование на тему „Золотая Хохлома“» размещена в разделах

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него.

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как утилитарные предметы, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности детей.

С каждым годом увеличивается количество дошкольников, не имеющих достаточных знаний о культуре своей страны. О её творческом наследии, исторических традициях, выраженных в народных промыслах. Ярким примером является хохломская роспись.

Цель: приобщить детей к культуре родного народа, через знакомство с одним из народных промыслов России - хохломской росписью.

Задачи:

1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами хохломской росписи (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

2. закреплять умение детей узнавать и отличать хохломскую роспись от других;

3. учить детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи, используя основные элементы и приемы декоративного рисования;

4. активизировать познавательную активность детей

5. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры, мелкую моторику;

6. развивать творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;

7. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

8. обогатить предметно - развивающую среду группы

Направление: художественно - эстетическое

Форма работы с детьми:

1. Беседы о хохломском промысле, об особенностях узора, композиции

2. Рассматривание элементов росписи

3. Рисование основных элементов хохломской росписи

4. Познавательные рассказы воспитателя

5. Дидактические игры

6. Просмотр фильма о хохломском промысле

7. Рассматривание иллюстраций и хохломских изделий

Ожидаемые результаты:

- развитие художественных способностей и творческого воображения у детей

- ознакомление с историей создания хохломской росписи

- формирование у детей патриотических чувств

Форма отчета о проделанной работе:

-картотека дидактических игр по хохломской росписи;

-презентация по теме самообразования;

-консультации для родителей;

-создание лэпбука хохломской росписи

-создание мини- музея хохломской росписи

Работа с родителями:

1. Анкетирование родителей «Золотая хохлома»

2. Беседа с родителями «Что вы знаете о хохломе

3. Консультация «Что такое хохлома

4. Консультация для родителей «История хохломы»

5. Беседа «Значение декоративного рисования для развития ребенка»

6. Консультация «Знакомим детей с хохломской росписью».

7. Создание папки – передвижки «Золотая хохлома»

8. Привлечение родителей к созданию мини – музея

9. Участие в конкурсе совместных рисунков «Мир волшебной хохломы»

10. Создание альбома «Золотая хохлома».

Перспективный план по знакомству с хохломской росписью в подготовительной группе.

Сентябрь.

Изучение методической литературы:

1. Гаврилова В. В., Артёмова Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование конспекты занятий. -Волгоград :Учитель, 2011.

2. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. – М. «Просвещение» - 1986.

3. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. - Ростов – на – Дону «Феникс», 2002.

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.

5. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.

6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Подбор наглядно-дидактических пособий, иллюстраций, создание дидактических игр по хохломской росписи

Октябрь:

1. Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров

2. Беседы на тему «Об истории промысла хохлома», «Что такое хохломская роспись»

3. Чтение «Легенда о Хохломе»

4. Прослушивание аудиозаписей «Хохломская карусель», «Хохлома», «Золотая хохлома», «Золотая ярмарка»

5. Подвижная игра «Кто больше соберет ложек»

6. Д/и «Найди лишнее», «Собери целое», «Обведи рисунок»

7. Роспись ложек в стиле «Хохлома»

Ноябрь:

1. Чтение и заучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Золотая хохлома», П. Синявский «Хохломская роспись»

2. Д/и «Русский узор», «Найди пару», «Угадай роспись»

3. Просмотр презентации «Хохломская роспись»

4. Рассмартивание альбома «Хохломская роспись»

5. Подарок для мам ко «Дню матери» роспись «Вазы»

6. Беседы на тему : «Из чего сделаны хохломские изделия, технология росписи», «Какие цвета используются при хохломской росписи какая технология промысла»

7. С-р игра «Магазин сувениров»

Декабрь:

1. Д/и «Найди нужный элемент», «Собери целое», «Русский узор»,

2. Чтение и заучивание стихотворений Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»

3. Прослушивание аудиозаписей «Хохломская карусель», «Хохлома», «Золотая хохлома», «Золотая ярмарка»

4. Роспись «Доски не простые – весёлые расписные»

5. Беседа с детьми на тему : «Какие элементы используются в хохломской росписи»

6. Просмотр мультфильма «Хохлома»

7. Подвижная игра «Кто быстрее донесет Вазу»

Январь:

1. Д/и «Собери узор», «Дорисуй узор». «Что изменилось?»

2. Лепка «Хохломская чашка»

3. Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров

4. Загадывание загадок, заучивание пословиц о Хохломе

5. Просмотр фильмов о Хохломе

6. С/р игра «Ателье»

7. Прослушивание аудиозаписей «Хохломская карусель», «Хохлома», «Золотая хохлома», «Золотая ярмарка»

Февраль:

1. Подарок для пап: расписные закладки для книг под «Хохлому»

2. Д/и «Разрезные картинки», «Русский узор», «Угадай роспись»

3. Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» с. 12-13 (о главной особенности хохломской росписи)

4. Беседа «Золотые мастера».

5. Просмотр видеоматериала из программы Галилео «В гостях у мастеров Хохломы»

6. Заучивание частушек про хохлому

7. Подвижная игра «Кто быстрее донесет Вазу»

Март:

1. Д/ и: лото «Хохлома», «Русский сувенир», «Домино»

2. С/р игра «Магазин сувениров»

3. Роспись «Украсим матрёшке сарафан»

4. Чтение и закрепление стихотворений Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»

5. Просмотр видео «Наша марка – Хохлома»

6. Беседа с детьми на тему : «Что мы знаем о народном промысле Хохлома

7. Отгадывание загадок, повторение поговорок

Апрель:

1. Д/и «Чего не стало», «Дорисуй узор», «Разрезные картинки»

2. Роспись «Укрась тарелку»

3. Беседа с детьми на тему : «Чем отличается хохломская роспись от Гжельской и Городецкой»

4. Прослушивание аудиозаписей «Хохломская карусель», «Хохлома», «Золотая хохлома», «Золотая ярмарка»

5. Просмотр презентации «Посуда Хохлома»

6. Подвижная игра «Кто больше соберет ложек»

Май:

1. Д/и «Собери узор», «Обведи и раскрась», «Найди пару»

2. Роспись блюда в стиле «Хохлома»

3. С/р игра «Ателье»

4. Беседа с детьми на тему : «Чем вам нравится хохломская роспись

5. Чтение стихотворений, поговорок, отгадывание загадок

6. Рассматривание Альбома «Золотая хохлома», иллюстраций, открыток

7. Выставка рисунков детей

Публикации по теме:

Фотоотчет «Золотая хохлома»Фотоотчет «Золотая хохлома» За последние годы заметно усилился интерес к использованию в работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Фотоотчёт «Золотая хохлома»Фотоотчёт «Золотая хохлома» Хохлома- старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Делали посуду в глухих заволжских деревнях, там её и расписывали:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группеКонспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группе Задачи: 1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла; 2. Учить отличать хохломские изделия от изделий других промыслов;.

Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе Урок ИЗО. 4 класс. Золотая Хохлома. Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». Задачи: Образовательные: Познакомить.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

НОД по ИЗО «Золотая хохлома» в подготовительной группеНОД по ИЗО «Золотая хохлома» в подготовительной группе НОД по изо «Золотая хохлома» в подготовительной группе. Цель: продолжить знакомство детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: Образовательные:.

Проект «Золотая Хохлома»Проект «Золотая Хохлома» ПРОЕКТ ТЕМА: «Золотая Хохлома» Вид проекта: информационно-творческий Разделы: Коммуникация, Познания, Социализация, Художественное творчество.

Видеоотчет о выступлении «Золотая хохлома» В нашем детском саду прошел творческий фестиваль "Народный ДЖЕМ", посвященный промыслам русских умельцев. Нам досталось представление росписи.

Золотая Хохлома.Золотая Хохлома. "Как волшебница Жар-птица Не выходит из ума Чародейка-мастерица, Золотая Хохлома. " Золотая Хохлома - яркое, самобытное явление русского.

Библиотека изображений:

Публикация Самообразование на тему «Золотая Хохлома» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ника на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Самообразование на тему «Золотая Хохлома»
Опубликовано: 27 мая 2022 в 14:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД