Лучший педагог года

Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе

Людмила Гудима
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе

Урок ИЗО. 4 класс.

Золотая Хохлома. Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». Задачи: Образовательные: Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (“Хохлома”).

Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи. Научить использовать цветовые сочетания хохломской росписи в поделка Воспитательные: - Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуры; воспитывать художественный вкус; взаимную вежливость и аккуратность.

Публикация «Конспект занятия по ИЗО „Золотая Хохлома“ в 4 классе» размещена в разделах

Развивающие: Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Развивать технические умения –умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Оборудование: Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, тарелочки, компьютер, проектор.

Ход урока. 1. Организационный момент. (музыка)

- Послушаем музыкальное произведение, которое называется «Русский сувенир»

- Какие инструменты звучали? (русские народные)

- Что такое сувенир? (От французского – помнить, вспоминать. Подарок на память. Чаще всего это изделие дек. -прик. искусства и худ. промышленности)

- Здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства, которые могли бы быть сувенирами.

- Давайте вспомним к какому виду по технике исполнения относятся эти

предметы?

(резьба по дереву, русская вышивка, роспись, чеканка, кружева)

2. Новая тема.

а)

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями декоративно прикладного искусства.

- Что обозначают слова декоративное, прикладное искусство?

(декор - украшать, своими руками для своих нужд)

б) – Как мы видим, изделия декоративно-прикладного искусства занимают прочное место в нашем быту. Люди всегда любили красоту и умели её творить, но никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком. А сейчас всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, жостовские подносы, гжельская керамика, городецкая роспись. И сегодня на уроке мы с вами прикоснёмся к этому народному самобытному творчеству.

Учитель: Послушайте легенду. (ученик рассказывает легенду) :

“В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла – надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и та стала золотой. Никто ту Жар-птицу не видел, поэтому с тех пор каждый мастер рисует ее по-своему. А еще любят мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину”

- Вы догадались, о каких мастерах говорится в легенде? хохломских мастерах) - Тема нашего урока «Золотая хохлома» (на доске) - Сегодня на уроке мы с вами будем мастерами по росписи посуды. Мы распишем тарелочку в технике хохломской росписи.

- Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ)

(читают стихи дети – 2 столбика)

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи - перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров.

Яхонты горят

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд:

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома

3. История промысла.

- Своё название промысел получил от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром. Оттуда во все концы России развозили расписную деревянную посуду. Труд был раздельным. В одной деревне, например: заготавливали чурки или «баклуши». Это несложное занятие не очень уважалось, отчего и повелось говорить о тех, кто не любил себя утруждать – «любит бить баклуши». А из баклуш выдалбливали, вытачивали ложки, чашки, ковши. Затем такую посуду продавали в соседнюю деревню, где работали другие мастера.

Учитель. А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми?

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.

2. Натирают серебристым порошком

3. Орнамент наносят масляной краской

4. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)

5. Затем ставили в горячую печь. Мастера точно знали сколько жару прибавить, чтобы олифа пожелтела, загорелась тёплым золотистым светом. Готовая чаша казалась отлитой из золота. Нарядные ложки и чашки вносили радость и уют в дом крестьянина.

- В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:

I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

- Ребята, повторите какие цвета предпочитают художники? (чёрный, красный, зелёный, жёлтый)

- Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

- Теперь познакомимся с элементами росписи.

а) - Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

б) - Ещё один узор – «кудрина» – это крупные, упругие завитки. в) – «Куриная лапка», «Рыжик».

6. Практическая работы. - А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым

Земляничка цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась

А трава как, бахрома,

Золотая хохлома!

(дети расписывают тарелочки, звучит песня «Хохлома» в исполнении Марии Пахомовой).

7. Итог. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку настенных тарелочек. (дети демонстрируют работы)

• Ребята, понравился вам урок?

• Что нового мы узнали на уроке?

• Что мы повторили?

- Вы сегодня увидели, что хотя прошло уже не одно столетие, искусство Хохломы живёт и радует людей. Искусство Хохломы развивается и сейчас на фабриках «Хохломской художник» и «Хохломская роспись» в городе Семёнов.

Да, сегодня был замечательный урок творчества. Успехов всем!

Публикации по теме:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая Хохлома» Программное содержание: Цель: развитие интереса детей.

Конспект занятия «Золотая хохлома» Тема: «Золотая Хохлома» Цели: закрепить представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома) Задачи: продолжать.

Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми 6–7 лет «Чудо чудное диво дивное золотая хохлома» Тема: «Чудо чудное, диво дивное – золотая хохлома» Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать,.

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» для старшей группы «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «детский сад №10 «Колобок» Конспект НОД по ОО «Художественное творчество»,.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохломаЦель: Продолжать знакомить с Хохломской росписью. Задачи: Учить видеть элементы узора (листок,.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект урока в 5 классе «Золотая хохлома» по программе «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского Тема урока: «Золотая хохлома». Цель урока: Познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства: хохломской росписью, научиться.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в подготовительной к школе группе Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома». Подготовительная к школе группа. Цель: Расширяя знания о народном искусстве,.

Фотоотчет о занятии «Золотая Хохлома»Фотоотчет о занятии «Золотая Хохлома» Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то.

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе. по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Программное содержание: Развивать у детей интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 16:02
+143Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гудима на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД