Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности

Викторова Светлана
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности

Развитие ребенка тесно связано с достаточным количеством различных по модальности сенсорных стимулов. В настоящее время в эпоху информационных технологий, доступности для детей даже раннего возраста различных гаджетов остро встает проблема развития мелкой моторики рук ребенка. Известно, развитие мелкой моторики является важнейшим фактором созревания большинства высших психических функций у детей дошкольного возраста. Большую роль развитию мелкой моторики определяет ФГОС ДОО [3]. Стоит отметить, что уровень развития мелкой моторики рук тесно связан с речевым развитием дошкольника, поэтому особое внимание заслуживает проблема развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Данная статья посвящена вопросу развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах

Моторика детей с нарушениями речи характеризуется неловкостью, недостаточной координированностью, замедленностью (или импульсивностью). Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи отличается недостаточной координацией пальцев рук: осуществление манипуляций с мелкими предметами доставляет большие трудности ребенку (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.). Овладение двигательными умениями и развитие координации движений играет большую роль в прогрессе речевого развития. Достаточный уровень развития мелкой моторики рук является основой для совершенствования движений артикуляционных органов (губы, язык, нижняя челюсть) [2, с. 26].

Изобразительная деятельность дошкольника является видом продуктивной деятельности и является эффективным средством гармоничного развития ребенка. Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторки рук у детей с нарушениями речи обладает широким педагогическим и логопедическим потенциалом. Разнообразие видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.) позволяет реализовать широкий спектр занятий, направленных не только на обогащение словаря, но и на учет различных интересов дошкольника: для детей становится возможным подобрать те виды изобразительной деятельности, к которой они более всего располагают. Использование на занятиях с элементами изобразительной деятельности названий форм, цветов, пространственных обозначений является непременным условием организации образовательного процесса и залогом обогащения словаря. Использование разнообразных видов изобразительной деятельности усиливает интерес ребенка и позволяет поддерживать высокий уровень мотивации к занятиям. Кроме того, изобразительная деятельность подразумевает проговаривание всех этапов работы в процессе осуществления деятельности, это дает возможность ребенку с нарушениями речи компенсировать недостаточный уровень развития речи двигательными движениями или наоборот. Проговаривание действий ребенка в процессе изобразительной деятельности ускоряют развитие мелкой моторики рук ребенка с нарушениями речи : движения становятся более осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми [1, с. 107].

В настоящее время очень много способов заинтересовать ребёнка, вовлечь его увлекательную игру на развивающем занятии, развивая творческие способности и речь. Особенно большое разнообразие в способах и приемах развития ребёнка с логопедическими проблемами в дошкольном возрасте можно разработать посредством изобразительного искусства. Например: создать рисунок с помощью мыльных пузырей, осенних листочков, с помощью ладошек и пальчиков малыша и т. д.

Таким образом, можно отметить, что изобразительная деятельность направлена на развитие не только творческого потенциала ребенка, но и на овладение манипуляциями с мелкими предметами разного рода. Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи оказывает влияние на развитие сенсорных ощущений (свойства бумаги, пластилина, разные краски - все дают разные тактильные ощущения) при одновременном развитии двигательных умений [2, с. 69]. В процессе манипуляции с ножницами, кистями, пластилином происходит развитие моторной ловкости.

Поэтому можно смело определить что изобразительная деятельность является эффективным средством развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи. Разнообразие видов изобразительной деятельности и специфика, связанная с манипуляциями мелкими предметами, позволяют организовать целенаправленный процесс совершенствования двигательных умений дошкольника с нарушениями речи.

Список литературы

1. Рыжова Н. В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Рыжова. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 160 с.

2. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника : метод. пособие / Т. Б. Филичева, В. Соболева. – М. : Эксмо, 2015. – 122 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013 г. № 1155. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ ( дата доступа: 20.12.2019).

Публикации по теме:

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками»Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками» Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование. Одним из способов развития мелкой моторики является нетрадиционное рисование.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности
Опубликовано: 29 марта 2020 в 14:20
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Викторова Светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД