МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики дошкольников

Ольга Николаева
Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики дошкольников.

Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников» размещена в разделах

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка,так как уровень развития речи находится в прамой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования: большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты связанная речь, память и внимание. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к шести семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. В связи с этим в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении, где уделяется большое внимание формированию тонких движений пальцев рук и стимулированию речевого развития.

Такую работу желательно проводить ежедневно, уделяя ей по пять минут. С этой целью могут быть использованы различные виды работ: вышивание, аппликация, игры в мозаику, ручной труд, специальные графические упражнения и другие, способствующие, помимо обучающих задач развитию пальцевых движений рук.

Оценить развитие мелкой моторики можно с помощью простого теста: дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, круга, креста, треугольника, учитывая его возможности. Если ребенок проявляет разносторонние способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).

Нормативы: в 1,5 года – делает две линии или больше при рисунке креста; в 2 года – копирует круг, повторяет по показу рисунок креста, рисует человека – «головонога» без туловища.

Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозгу завершается, в основном, к двухлетнему возрасту и совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.

Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.

Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками. Также вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания.

Привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях является важным моментом. Так обученные конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.

Одновременно осуществляется эмоционально-положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего чада. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя! Основным же видом работ среди них является пальчиковая гимнастика, направленная непосредственно на развитие мелкой моторики рук. На ней мы и остановимся более подробно. Пальчиковая гимнастика включает в себя выполнение при помощи пальцев рук в различной их комбинации, темпе движений, специальных упражнений, изображение разных предметов, животных, а также инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок.

Весь комплекс ее упражнений можно разделить на две составляющие части:

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием предметов.

Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается ясный контакт с малышом. Затем вызывается у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже и простым звукоподражаниям и словам!

Рассмотрим привычный набор занятий для развития мелкой моторики рук :

• Запускать пальцами мелкие волчки.

• Разминать пальцами пластилин, глину.

• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

• Завязывать узлы на толстой веревке.

• Застегивать пуговицы, молнии, крючки, замочки, заводить механические игрушки ключиками.

• Игры с конструкторами, мозайкой, кубиками.

• Складывать матрешек, пирамидки.

• Игра с песком, с водой.

• Резать ножницами.

• Рисование различными материалами.

При выполнении всех вышеперечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении.

Два последних пальца безымянный и мизинец в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя эти пальцы в упражнениях, мы на одну треть снижаем эффективность тренировки мелкой моторики. Для получения максимального коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры эмоциональные, увлекательные и способствуют развитию речи, мышления и творческой деятельности.

Дети от одного до двух лет хорошо воспринимают пальчиковые игры выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками. Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, инсценирую несколько событий сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – домиками шариками кубиками.

Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать переутомления.

По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками, ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и, желательно, ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка!

Параллельно необходимо поощрение родителями всякой деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, постепенно предлагать для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающихся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности!

Рассмотрим более подробно влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия (особенно по развитию речи, либо в его середине в форме физминутки. Можно уделить этому время и на утренней гимнастике. Проводить данные упражнения могут и логопед, и воспитатель, и родители. Начинается пальчиковая гимнастика с разминки пальцев рук. Например: сжимание в кулак и разжимание пальцев двумя руками - под счет раз-два.

Упражнение «Прятки» :

В прятки пальчики играли Ритмично сгибать и разгибать

И головки убирали пальцы. Усложнение: поочередно

Вот так, вот так сгибать каждый пальчик

И головки убирали. на обеих руках.

(Вариант упражнения со стихотворным сопровождением).

Затем следует упражнение на расслабление пальцев и кистей рук: «Погладим котенка»-плавные движения, имитирующие соответствующие действия сначала одной, потом другой рукой (3-5 раз); «Веселые маляры»-синхронные движения, имитирующие соответствующие движения кистей обеих рук вверх-вниз с подключением кистевого замаха, затем влево-вправо.

Даются в пальчиковой гимнастике и задания на удержание позы кисти рук. От более легких:

«Флажок» - и. п. : четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)-вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе:

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

«Очки» - и. п. : большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносятся к глазам. И до более сложных:

«Зайка» - и. п. : пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед:

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

«Собака» - и. п. : правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается:

У собаки острый носик.

Есть и шейка, есть и хвостик.

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Воспитатель или логопед следят за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое, можно помогать детям принять необходимую позу руки. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы одобрения, оценки действия детей.

Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика. Упражнения на удержание позы кисти руки могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала (если упражнение новое и возраст детей 3-5 лет, если движения рук резко ограничены) они выполняются по подражанию. Вы показываете, ребенок повторяет Причем повторяются новые упражнения 4-5 раз, особенно в начале учебного года - в сентябре, октябре, когда руки у большинства детей непослушны и напряжены. Часто приходится повторять упражнения недели, пока дети их не усвоят. После того, как дети усвоили выполняемое упражнение, и легко с ним справляются, оно выполняется без показа речевой инструкции. Причем, словесная инструкция сначала сопровождается показом, а затем дается без него. Степень самостоятельности детей увеличивается. Например, дети выполняют упражнение «Грабли» по словесной инструкции: «Поверните ладони к себе, переплетите пальцы обеих рук между собой, выпрямите «зубчики» грабли. Они смотрят на вас. Посмотрим у кого будут новые грабли, прочные и не погнутые:

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Усложнения могут проходить и в следующем направлении: сначала дети выполняют отдельные фигуры, затем они объединяются в разыгрывание небольших сценок, пересказывают короткие рассказы, предложенные и составленные самими детьми с сопровождением рассказов построением фигур из кисти и пальцев рук. Это несомненно более высокая ступень так называемого «ручного» творчества пантомимики. Например, рассказ «Кот Васька» : «Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изобразить фигурку кота, дерева, гнезда с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мать, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

Очень интересны детям и одновременно очень эффективны для развития мелкой моторики рук упражнения «Расскажи стихи руками». Стихи могут быть разными, начиная с простых и известных детям и заканчивая сложными включающими изображение руками движений, эмоциональных состояний, сюжетов. Вот некоторые из них:

«Гусеница».

Этот странный дом без окон Руки над головой, пальцы прикасаются

У людей зовется «кокон». Руками обхватить себя

Свив на ветке этот дом, Пальцы пр. руки в кулаке, указательный прямой, движение по спирали им.

Дремлет гусеница в нем Пальцы пр. руки прямые, указательный и большой соединены кончиками.

Спит без просыпа всю зиму Опустить голову на стол, положить на ладошки

Но зима промчалась мимо - Движение кистами рук из стороны в сторону перед собой

Март, апрель, капель, весна. Показать 1, 2, 3 пальца, начиная с мизинца

Просыпайся соня-сонюшка Потянуться, зевнуть

Под весенним ярким солнышком Показать руками солнце

Гусенице не до сна - стала- Имитация полета крыльев бабочки

бабочкой она.

«Котята».

Вот пятеро котят, - Показать пять пальцев

Один ушел и нет его.

Ну нет его и нет. Развести руками

Котят осталось четверо Показать четыре пальца

Вот четверо котят.

Один ночной порою Пальцы полусогнуты, как когти,

На дерево залез - движение ими вверх - вниз

Котят осталось трое.

Но где-то запищал Сожмуриться,

Мышонок тонко-тонко. пальцами заткнуть уши

Котенок услыхал - Прислушаться, руками оттопырить уши

осталось 2 котенка.

Один из них с мячом Показать один палец

исчез в дверях бесследно,

А самый умный - тот, Пальцем показать на лоб

Оставшийся последний, -

Он к миске подошел и, Кисть одной руки положить на кисть

Как и должно киске, другой, ладони вверх, чашечкой

Лакать за пятерых стал «Лакание» языком из «миски».

молоко из миски.

При хорошей фантазии детей, воспитателей и логопеда, родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Очень важны эти игры для всех детей, а особенно для тех, у кого наблюдается какое-либо нарушение речи (дислалия, дизартрия, заикание и т. п.). Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться представить новую инсценировку для других стихов и песен.

Очень важны и используемые в пальчиковой гимнастике упражнения для развития произвольного внимания:

1. «Пальчики поздоровались» - и. п : обе руки опираются на локти ладони обращены друг к другу, кончики пальцев поочередно соприкасаются.

2. Положим правую руку на стол перед собой, левую поставим на локоть.

3. Правую руку положим на стол, а левой рукой потрогаем правое ухо.

4. Я хлопну один раз - ты поднимешь одну руку, я хлопну два раза - ты поднимешь обе руки.

5. Я хлопну один раз - ты сделаешь зайчика, я хлопну два раза - сделаешь колечко.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек («Сорока», «Коза рогатая», «Оладушки», которые уже доступны детям 1 -3 летнего возраста. Эти игры с пальчиками, сопровождаемые речью, создают благоприя «Цветки»

«Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит лепестки колышет. Наши алые цветки зактный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи, кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Это такие игры - потешки, как:

«Моя семья»

«Сорока»

«Апельсин»

В заключении пальчиковой гимнастики в зависимости от подбора упражнений можно проводить оценку работы детей в стихотворной форме. Например, после выполнения детьми упражнения «Домик» логопед или воспитатель хвалит домики, построенные детьми:

Этот дом для Светы,

Он большой и светлый.

Здесь живет Алеша,

Мальчик он хороший.

В этом доме Маша,

Солнышко ты наше.

Этот дом -для Марата,

Будет дом богатый (и т. д.).

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальном нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений Особое внимание уделять нужно тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

Возрастные особенности проведения пальчиковой гимнастики.

Рассматривая возрастной подход к проведению пальчиковой гимнастики, следует сказать о том, что в подборе пальчиковой гимнастики по возрастам строгих границ нет, все зависит в основном от степени усвоения материала ребенком, от уровня развития моторки его рук и от качества проводимой с ним работы. Конечно же, учитываются и возрастные особенности детей. Так, дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой (это упражнения на удержание позы, например, «Гусь» - и. п. : предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижать друг к другу; игры с народными потешками: «Сорока - белобока», «Ладушки - ладушки» и др.).

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая а кошку, вбегающую в домик. Очень интересны упражнения «Дождик капает» (активные отрывистые движения руками вверх-вниз со словами «Дождик капает, дождик капает, вниз, вниз, вниз»); «Две избушки» (дети держат руки, сжатые в кулаки, перед собой, а потом со словами «Открой окна» - впускают свет, разжимают пальцы). Доступно детям трех лет и сложное упражнение «Мои пальчики».

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры используя несколько событий, сменяющих друг друга, требующих более сложной координации пальцев обеих рук. Например, упражнение «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Очень хорошо проходит игра «Кого встретили в лесу?». Взрослый предлагает пойти в лес погулять. В лесу дети встречают зайца (два пальца - указательный и средний - подняты вверх, остальные соединены). Взрослый говорит: «Это ушки зайца, и он скачет по дорожке - прыг-скок, прыг-скок, ушками - хлоп - хлоп» (имитируем движения). Дети повторяют упражнение вслед за взрослым несколько раз Дальше идут по лесу и встречают оленя, черепаху (изображают животных с помощью пальцев рук). Игра «Улей» посложнее других и требует от ребенка уже определенных умений в управлении своими руками. Взрослый говорит, что кулачки-это ульи, там живут пчелы. Пчелы вылетают собирать нектар. Вылетают по одной сначала маленькая пчелка (мизинец отжимается, потом побольше (безымянный выпрямляется, самая большая (большой палец).

Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Детям доступны и очень нравятся пальчиковые игры культур разных народов в которых события сменяют друг друга и задействованы обе руки, например, игра «Утречко» :

Утро настало Ладони скрещены пальцы растопырены -

СОЛНЫШКО встало «Солнышко с лучиками»

- Эй, братец Федя, Кулак правой руки сжат, большой палец

Разбуди соседей! совершает круговые движения

- Вставай, Большак! Большой и указательный пальцы правой

Вставай, Указка!руки по очереди щелкают по кончикам

Вставай, Середка!пальцев левой, начиная с большого.

И Крошка - Митрошка!

Привет, Ладошка!

Все потянулись, и проснулись.

При повторении игры руки поменять.

Включая пальчиковую гимнастику в различные режимные процессы, следует знать и помнить о разностороннем ее влиянии на развитие ребенка. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке таких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается память, слух, зрение, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Важное значение имеет пальчиковая гимнастика при подготовке детей к школе, так как параллельно с развитием речи она оказывает и прямое воздействие с графическими упражнениями на подготовку руки к письму. При выполнении специальных упражнений кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Еще раз следует подчеркнуть, что пальчиковая гимнастика стимулирует речевое развитие детей и поэтому очень важна в работе с детьми, у которых наблюдается какое-либо нарушение речи. Важно ее значение и в работе с детьми с ослабленным здоровьем, так как у них может наблюдаться слабость мышц, их вялость, что ведет к задержке развития моторной стороны речи. С такими детьми следует проводить пальчиковую гимнастику регулярно, учитывая принцип постепенности и состояние здоровья ребенка. Упражнения следует подбирать сначала статичные, требующие работы отдельных пальцев одной руки, сопровождая их показом и непосредственной помощью. Но недопустим отказ от стремления к выполнению более сложных упражнений, достигая показа целых сказок с помощью пальцев рук. Очень эффективны народные потешки, показ кукольного пальчикового театра, поддерживающие интерес детей к упражнениям и стимулирующие их стремление и способности выдерживать нагрузку на пальцы рук. Естественно, распределяя нагрузку на пальцы детей, следует учитывать их диагноз, состояние нервно-мышечной системы, очень серьезно при этом нужно относиться к возможности появления у детей судорог и эмоциональных расстройств или всплесков, вызванных физическим или эмоциональным перенапряжением. В целом методика проведения игр с пальцами с этими детьми тякая же, как и с детьми с крепким здоровьем, но следует индивидуально консультироваться по конкретному случаю у логопеда и врача наблюдающего ребенка. Самое главное, что нужно помнить - это осторожность в подборе сложности и дозировки упражнений.

Существуют специальные диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, которые могут проводить психолог, логопед и воспитатели ясли-сада, доступны они и родителям.

Тесты помогут определить уровень развития мелкой моторики и наметить пути коррекционной работы и совершенствования данных способностей дошкольника.

В заключении хотелось бы вам предложить выполнить комплекс пальчиковой гимнастики, доступной детям старшего дошкольного возраста, чтобы вы смогли в какой-то мере определить и почувствовать и свои способности мелкой моторики рук.

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руки плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы, средний, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем двумя руками одновременно.

4. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

5. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

6. Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

И еще одно сложное упражнение, поставьте кисти рук вертикально, ладонями от себя. Пальцы плотно сомкнуты. Держа плотно прижатыми пальцы, отставьте в сторону безымянный палец, затем указательный, средний. При этом остальные пальцы держите вместе. Выполняйте одной рукой и двумя сразу.

Таким образом, чем раньше родители уделят внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Поэтому очень важно получить советы специалиста в первые годы жизни малыша и помочь ему стать полноправным членом человеческого общества!

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»..

Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников Игра «Нанизывание». Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» «Из опыта работы. Формирование коммуникативных навыков младших дошкольников посредством развития мелкой моторики рук». Добрый день, коллеги.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дошкольников» Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Развитие мелкой моторики рук младших дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук младших дошкольников Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют.

Развитие мелкой моторики дошкольников с речевой патологией Развитие мелкой моторики дошкольников с речевой патологией Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями.

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством дидактических игр Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры На начальном этапе жизни у каждого ребенка мелкая моторика отражает способность.

Развитие мелкой моторики у дошкольников в средней группе Важнейшей проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. В успешности этой важной роли интеллектуального.

«Развитие мелкой моторики у дошкольников». Самообразование Цель работы по самообразованию: 1. Повысить уровень профессиональной и педагогической компетенции. 2. Развивать мелкую моторику у детей.

Самообразование «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». Штабеева А. С. Цель самообразования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики дошкольников
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 13:37
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД