Лучший педагог года

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 1)

Ирина Голубева
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 1)

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 1)

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 3

1.1. Пояснительная записка. 3

1.2. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы. 4

1.3. Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР…. 5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 7 2.1. Направления логопедической работы в подготовительной к школе группе. 7

Публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 1)» размещена в разделах

2.2. Этапы логопедической работы в подготовительной к школе группе. 7

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса. 9

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 10

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 12

3.1. Организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности …. 12

3.2. Проектирование образовательного процесса….13

3.3. Тематическое планирование образовательной коррекционной деятельности …. 13

3.4. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР. 15

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь). 15

Второй период (декабрь, январь, февраль). 17

Третий период (март, апрель, май). 19 3.5. Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета МАДОУ № 6 «Золушка». 21

3.6. Оборудование логопедического кабинета …. 25

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

«Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработана для подготовительной

к школе логопедической группы «Солнышко», в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет, имеющие клинико-педагогический диагноз ОНР.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Декларацией прав ребенка;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

- Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (под ред. Н. В. Нищевой, СПб, 2016 г.)

- Положением о логопедических группах ДОУ;

- а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики

и психологии.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности

в подготовительной к школе логопедической группе МАДОУ № 6 «Золушка» г. Шарыпово. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

Программа рассчитана на один учебный год.

Цель реализации «Программы» - построение системы коррекционно-развивающей работы

в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте

с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих

в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи «Программы»

*Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью

и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты,

что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

*Реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи

*Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. Объем учебного материала в программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с программой является игровая деятельность как основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии

4

с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. В соответствии с программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных

с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с программой, педагоги

под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности

к проявлению гуманного отношения;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться

в творческую деятельность.

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:

- коррекция нарушенного звукопроизношения;

- развитие просодической стороны речи и речевого дыхания;

- формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе;

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

- формирование грамматических представлений;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

В коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми активно используются следующие технологии:

- моделирование, схематизация и иллюстрирование;

- кинезиология;

- су-джок терапия.

- развивающие интерактивные программы

1.2. Планируемые результаты освоения «Рабочей программы» :

целевые ориентиры.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров, которые базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования охватываемого возраста детей в соответствии

с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

*Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

5

*Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

*Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения

в различных видах деятельности.

*Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

*Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

*Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам

и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

*Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

*Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

*Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

*У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив

в индивидуальные планы и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, дневниках коррекционной работы, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете учителя-логопеда. Для диагностики используются методики логопедического обследования

Н. В. Нищевой, а также методика тестовой диагностики Е. В. Мазановой. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.

1.3. Характеристика детей с нарушениями речи

Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи (III-й уровень речевого развития, осложненное дизартрическим компонентом).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).

Общая характеристика детей с ОНР 1 уровня речевого развития

Речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит

из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами

и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематические процессы не развиты. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Общая характеристика детей с ОНР 2 уровня речевого развития

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен

и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня речевого развития

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими.

6

Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Общее недоразвитие речи в сочетании с дизартрическим компонентом.

Дети моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, но отмечается смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это приводит во время речи к искажению звуков, их смешению и ухудшению в целом просодической стороны речи. У таких детей часто изолированно многие звуки произносятся правильно, но в потоке речи они искажаются, пропускаются, смешиваются или заменяются. Затруднен процесс автоматизации и введения звука в речь, с трудом формируется самоконтроль за собственной речью. Интонационно-выразительная окраска речи резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и иногда появляется назальный оттенок. Темп речи часто ускорен.

Оценка здоровья детей группы

Общая численность - 12 чел.

Группа здоровья Кол-во детей

I-я

II-я

III-я 5

7

Диагноз Кол-во детей

ОНР III

ОНР III с диз. компонентом

2

10

Индивидуальные особенности детей группы

Группа, возраст

детей Особенности детей

Пол Особенности поведения Контактность Познавательная сфера

Подготовительная

(6-7 лет) Ж М Легко вступает в контакт, иногда выступает инициатором общения – 3

С трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициатором общения – 3

Не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении - 6 Вторичная задержка интеллектуального развития -0

3 9 Уравновешенный, спокойный – 4

Гипервозбудимый – 3

Эмоционально лабильный – 3

Заторможенный, безынициативный, вялый – 2

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты

в реализации образовательной программы – коррекции речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление.

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Направления логопедической работы в подготовительной группе.

Основным в содержании логопедических занятий в подготовительной группе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается автоматизация поставленных звуков в ходе развития связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной

и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности.

Педагогические ориентиры:

работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,

•развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;

•осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

•расширять объем импрессивной и экспрессивной речи;

•совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;

•совершенствовать навыки связной речи детей;

•вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;

•формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.

2.2. Этапы логопедической работы в подготовительной группе.

2.2.1. Подготовительный этап

1. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

2. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики:

- развитие кинетической основы артикуляторных движений;

- совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции;

-нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа.

3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:

- формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности;

- обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок, слов

с переносным значением.

4. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:

- обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции.

5. Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия:

- формирование четкого слухового образа звука.

2.2.2. Основной этап логопедической работы в подготовительной группе.

1. Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи.

2. Формирование предметного словаря экспрессивной речи:

- уточнение слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, значений, свойств и качеств;

- обучение детей умению подбирать слова-антонимы и синонимы;

- обучение детей использованию прилагательные со значением соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями; глаголов – с оттенками значений;

- введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений;

8

- формирование умения употреблять слова с ласкательными и увеличительными оттенками,

с эмоционально-оттеночным значением;

- усвоение многозначных слов, переносного значения слов.

3. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования

в экспрессивной речи:

- совершенствование навыков употребления существительных мужского, женского и среднего рода в именительном и косвенных падежах в единственном и множественном числе;

- совершенствование навыка употребления глаголов в разных временных формах, наклонениях, видах;

- закрепление правильного употребления несклоняемых существительных;

- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа;

- совершенствование навыков употребления предлогов: за - перед, за - у, под - из-под, за - из-за, около - перед, из-за - из-под;

- обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью суффиксов:

-ниц-, -ини-, -ин-, -иц-, -ец-;

- совершенствование навыка употребления глаголов, образованных приставочным способом;

- совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных;

- обучение употреблению прилагательных сравнительной и превосходной степени;

- обучение детей подбору однокоренных родственных слов;

- обучение детей образованию сложных слов.

4. Формирование синтаксической структуры предложения:

- развитие навыка правильно строить: простые распространенные предложения, предложения

с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

-обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так как.

5. Формирование связной речи:

- развитие навыка составления описательных рассказов;

-обучение составлению различных типов текстов с соблюдением цельности и связности высказывания;

- обучение детей творческому рассказыванию.

6. Коррекция нарушений фонетической стороны речи:

- формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях;

- формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков;

- развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова, выделение звуков в слове, определение первого и последнего звука;

- совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза звукосочетаний

и односложных слов;

-формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определение местоположения звуков в слове, последовательности и количества звуков в слове;

- повторение понятий «слово», «слог»;

- формирование у детей осознанного принципа слогового строения слова: умение слышать гласные в слове, умение называть количество слогов, умение определять последовательность слогов, умение составлять слова из заданных слогов;

- совершенствование навыка воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры;

- совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

7. Коррекция нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции:

- развитие орального праксиса;

- закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания;

- формирование речевого дыхания;

9

-совершенствование основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях;

- закрепление мягкой атаки голоса.

8. Обучение грамоте:

- обучение составлению графической схемы предложения;

- обучение составлению графической схемы слогов, слов;

- развитие языкового анализа и синтеза: раздельное написание слов в предложении, точка

в конце предложения, заглавная буква в начале предложения.

- знакомство со всеми печатными буквами без употребления алфавитных названий;

- составление, печатание и чтение: сочетаний из двух гласных – ГГ, сочетаний ГС, сочетаний СГ,

односложных слов – СГС, 2сложные слова из открытых слогов, предложений из 2 – 4 слов

без предлога и с предлогом;

- обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» в подготовительной к школе группе Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» в подготовительной к школе группе №3 на 2017-2018 учебный.

Рабочая программа логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 2) II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2.1. Содержание образовательной области «Речевое развитие» Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет).

Рабочая программа логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 3) 2.3. Тематическое планирование коррекционно – образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) Месяц, неделя Лексическая.

Рабочая программа логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 4) 2.6. Перспективное планирование работы учителя – логопеда по периодам. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет) 1 период обучения (сентябрь,.

Рабочая программа логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 6) 3.5. Содержание работы с родителями Содержание работы Срок проведения Групповое родительские собрания «Система коррекционной работы в логопедической.

Рабочая программа логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 7) .

Рабочая программа логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 1) .

Рабочая программа на 2018–2019 учебный год в подготовительной к школе группе I СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей.

Рабочая программа по коррекционно-логопедической работе с детьми 5–7-летнего возраста Рабочая программа по коррекционно-логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Рабочая программа подготовительной к школе группы Муниципальное образовательное учреждение Ясашно –Ташлинская СОШ (дошкольные группы) Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 1)
Опубликовано: 29 октября 2019 в 09:02
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД