Папки-передвижки

Психолого-педагогическая поддержка родителей как условие социализации детей с ОВЗ

АлинаК
Психолого-педагогическая поддержка родителей как условие социализации детей с ОВЗ

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Доклад на ШМО на тему:

«Психолого-педагогическая поддержка родителей как условие социализации детей с ОВЗ»

Докладчик: воспитатель (классный руководитель)

Киняева Алина Николаевна

Декабрь 2023 года

г. Волоколамск

3 слайд.

Публикация «Психолого-педагогическая поддержка родителей как условие социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии — это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи.

Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.

4 слайд.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

- изолированность родителей от родительской общественности;

- отсутствие контакта ребенка со сверстниками;

- страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;

- отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;

- нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

5 слайд.

Моя задача как педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья — это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Тесная связь с родителями в личном контакте и по телефону, консультации, рекомендации, родительские собрания, привлечение родителей к совместным мероприятиям проводимых в школе, заинтересованность родителей в участии различный конкурсах.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский).

6 слайд.

АФОРИЗМ ГЛАСИТ: «САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ — ЭТО РАБОТА С ИХ РОДИТЕЛЯМИ». ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ — ПОМОЧЬ СЕМЬЕ СПРАВИТЬСЯ С ТРУДНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ, СПОСОБСТВОВАТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕМЬИ, МОБИЛИЗОВАТЬ ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. ПЕДАГОГ ВЫСТУПАЕТ ПОСРЕДНИКОМ МЕЖДУ РЕБЁНКОМ И ВЗРОСЛЫМ, РЕБЁНКОМ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕМ, А ТАКЖЕ В РОЛИ НАСТАВНИКА ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОБЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ ИЛИ ЕГО ОКРУЖЕНИЕМ.

7 слайд.

Основные направления сотрудничества с родителями :

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является :

-индивидуальная (беседы, консультации)

-групповая (родительские собрания, групповые консультации)

-коллективная работа (общешкольные собрания, коллективные, творческие дела)

8 слайд.

Важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.

9 слайд.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»

В своей практике я столкнулась с такой проблемой как недопонимания родителей о необходимости регистрации на портале моя школа. Обесняя что «Моя школа» — образовательная платформа для учеников, родителей и учителей. На ней можно получить доступ к цифровым сервисам и учебным материалам, просматривать успеваемость ребенка, контролировать домашнее задание.

После долгих бесед, убеждений большая часть родителей успешно прошли регистрацию на платформе. С остальными родителями продолжается работа по созданию учётной записи ребёнка.

10 слайд.

Групповые и коллективные формы работы с родителями :

1. Родительские лектории, практикумы. Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и посещающих школу. Темы могут быть разнообразными.

2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ.

3. Родительское собрание — одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником групповых дел, заявить о себе как об активном родителе и, придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.

11 слайд.

4. Совместные досуговые мероприятия. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с детьми провести, например, праздник для мам, пап или поставить сказку, устроить литературно-музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

5. Тематические консультации. Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общегрупповое занятие. Может проводиться в режиме онлайн с использованием Скайпа, ZOOM и других платформ.

6. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

12 слайд.

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с детьми. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах, как дистанционных, так и очных. Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

13 слайд.

Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…», «Письмо ветерану», проведение акции «Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка «Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.

На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса обучения детей с ОВЗ.

14 слайд.

В заключение хочется напомнить семь принципов

инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

15 слайд.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Мастер-класс по теме «Утренний круг — условие позитивной социализации дошкольников»Мастер-класс по теме «Утренний круг — условие позитивной социализации дошкольников» Мастер-класс по теме: «Утренний круг условие позитивной социализации дошкольников». Добрый день уважаемые коллеги! Скажите пожалуйста,.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая поддержка родителей как условие социализации детей с ОВЗ
Опубликовано: 22 января 2024 в 18:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД