Папки-передвижки

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 2

Мадонова Елена Николаевна
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 2

Рабочая программа. Рабочие материалы педагога-психолога.

Организация работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ.

Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности педагога–психолога ГБОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

Публикация «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности, Часть 2» размещена в разделах

Основные направления работы, обозначенные в Стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа.

Основные направления работы педагога-психолога

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом особенностей психофизического развития ребёнка, возрастных и индивидуальных возможностей, ведущего вида деятельности и опирается на игровые технологии и приемы.

1. Организационно-методический этап.

Включает в себя набор детей в группы, определение индивидуального образовательного маршрута по рекомендации комиссии ЦПМПК.

2. Психодиагностика

Использование психологической диагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС ДО.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Проводится:

• В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и воспитательно-образовательной работы с ним.

• Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист (учитель - дефектолог, педагог - психолог, учитель - логопед).

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ГБОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка.

Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста :

1. Подготовительный этап:

• сбор анамнестических данных;

• составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.

2. Адаптационный этап:

• знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

• тестирование

4. Индивидуальный этап:

• составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5. Заключительный этап:

• констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

• рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.

Диагностический инструментарий

Методики исследования познавательной сферы

Старший возраст

1. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-моторного восприятия»

3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»

Подготовительный возраст

1. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

2. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»

3. Методика П. Торренса

4. М. М. Семаго, И. Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»

5. Тест Керна-Йирасека.

Методики изучения особенностей личности дошкольников

• Методика «Несуществующее животное»

• Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)

• Методика «Моя семья»

• Детский апперцептивный тест (САТ или ДАТ)

• Методика родительских оценок притязаний

• Опросник для определения сферы предпочтительных интересов

• Тест «Страхи в домике»

• Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)

• Социометрия

• Методика «Кинотеатр»

• Методика «Паровозик»

Типология методик психологического обследования детско-родительских отношений в семье

Предлагаемые ребенку:

• Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986)

• Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И. Н. и др., 1994; Осницкий, 1997)

• Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А. Г., 1991)

• Детский ТАТ (Бурлакова, Олешкевич, 2001)

• Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А. Г., 1993)

Предлагаемые родителям:

• Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» (Карабанова О. А., Захарова Е. И., 2002)

• Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А. Я., Столин В. В., 1986)

• Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996)

• Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т. В., 2002)

3. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

• Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.

• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ГБОУ.

4. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом особенностей развития детей с ОВЗ, с учетом специфики детского коллектива (группы, отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

1. Объектом коррекционной и развивающей работы являются направления работы полученного заключения от ЦПМПК, а это: проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Коррекционная работа проводится через индивидуальные и групповые занятия со специалистами.

ПРАВИЛА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ :

1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

2. Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

3. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.

4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

5. К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

6. Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

7. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).

8. Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях ГБОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

5. Психологическое консультирование.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ГБОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ГБОУ.

Обязательно:

• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ГБОУ и семье в интересах ребенка.

• Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.

• Проведение систематизированного психологического консультирования педагогов.

по темам:

1. Социально-ориентированные игры - средство повышения эффективности взаимодействия детей и взрослых.

2. Индивидуальный подход в общении с детьми с ОВЗ

3. Что делать, если…

4. Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Дополнительно:

Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

6. Психологическое просвещение.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ГБОУ и родителей, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ГБОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.

Обязательно:

• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов по темам:

1. Особенности работы педагога с детьми с ОВЗ.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

4. Психологические основы взаимодействия с семьей.

5. Особенности построения воспитательно-образовательного процесса с учетом особенностей развития дошкольников с ОВЗ.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, общения в интернете и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

1. Адаптация ребенка к образовательному учреждению.

2. Влияние семьи на развитие ребенка.

3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Кризисы развития (3-х и 6-7 лет) и условия, способствующие их благополучному разрешению.

4. Инклюзивное образование. Что это такое?

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6. Психологическая готовность к обучению.

7. Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе.

8. Роль сказки в жизни ребенка

Дополнительно:

• Создание информационных уголков «Странички психолога» в группах и информационного стенда в пространстве ГБОУ.

Этапы психолого-педагогического сопровождения детей.

Организация сопровождения детей осуществляется в 3 этапа:

1) диагностико-прогностический (сентябрь);

2) коррекционно-развивающий (октябрь-апрель);

3) оценочно-проективный (май).

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают :

1) информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);

2) всестороннюю оценку интеллектуального развития;

3) диагностику развития психических функций;

4) оценку психомоторного развития;

5) оценку развития эмоционально-волевой сферы;

6) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;

7) оценку характера и особенностей личности в целом;

8) прогноз пути и характер дальнейшего развития ребенка.

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми отвечает следующим требованиям:

1) учитывает возрастные особенности детей и зону их ближайшего развития;

2) сочетает в себе коррекционные возможности индивидуальной работы с ребенком и совместной деятельности детей;

3) основывается на результатах психолого-педагогической диагностики;

Организуя занятия с детьми с ОВЗ, реализуются следующие функции:

• Эмпатическое принятие ребенка.

• Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

• Эмоциональная поддержка ребенка.

• Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

• Тематическое структурирование задачи.

• Помощь в поиске формы выражения темы.

• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Планирование занятий осуществляется с учетом таких задач как:

• Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:

- осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;

- осознание нужности и функциональной значимости частей тела;

- реализация своего потенциала.

• Развитие эмоционально-волевой сферы у детей :

- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;

- различие, осознание эмоций других людей;

- развитие произвольного поведения;

• Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:

- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;

- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

- ребенок приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;

- усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.

Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает :

1) оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения;

2) проектирование последующей работы с детьми.

Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников.

Дети:

1. Динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в развивающую работу.

2. Развитие личности ребенка, развитие навыков общения.

3. Приобретение социального опыта.

Воспитатели:

1. Развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми ОВЗ.

2. Профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы с детьми.

3. Приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.

Родители:

1. Получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию, развитию детей с ОВЗ.

2. Приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию детей.

3. Получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.

Основные методы работы:

1) наблюдение;

2) тестирование;

3) анкетирование;

4) беседа.

Публикации по теме:

«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет Образовательные задачи – Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился где прошло.

Конспект занятия «Экологическая прогулка» для детей средней группы общеразвивающей направленности "Экологическая прогулка" для детей средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Здравствуй, ежик» Форма: комбинированная Возрастная.

Фотоотчет о развлечении «День зеленого цвета» в группе общеразвивающей направленности детей 3–4 летФотоотчет о развлечении «День зеленого цвета» в группе общеразвивающей направленности детей 3–4 лет Фотоотчет развлечение "День зеленого цвета" в группе общеразвивающей направленности с 3-4 лет. " День зеленого цвета". В зимнее время.

Фотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 летФотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 лет Фотоотчет «Зимние забавы» - День зимних видов спорта. в группах общеразвивающей направленности №13 с 3-4 лет и №1 с 4-5 лет. Зима одно.

Конспект НОД «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект интегрированной НОД по познанию окружающего мира и развитию речи на тему «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине»Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине» Цель: Познакомить детей с листьями и ягодами рябины. Ход наблюдения: Воспитатель читает детям стихотворение: Друг за другом становитесь,.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет.Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет. Тема проекта: ""Мир посуды" Вид проекта: средней продолжительности (октябрь - ноябрь 2016г.) Доминирующий вид деятельности: информационный,.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:

Публикация Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 2 (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мадонова Елена Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 2
Опубликовано: 6 февраля 2021 в 17:59
+148Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД