Лучший педагог года

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 1

Мадонова Елена Николаевна
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 1

Рабочая программа.

Рабочие материалы педагога-психолога.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в рамках инклюзивного обучения.

Публикация «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности, Часть 1» размещена в разделах

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ СОШ № 2089 разработана в соответствии с:

ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФГОС ДО утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва; СанПиН 2.4.1.3049-13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, локальными актами учреждения.

Педагог-психолог ГБОУ Школа № 2089 осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

В рабочей программе определены ведущие цели, задачи и основные направления работы педагога-психолога.

Ведущие цели программы.

Педагог-психолог ГБОУ Школа № 2089 осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы осуществление коррекционно - развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи:

• Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

• Развивать психические процессы у детей;

• Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

• Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;

• Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии детей.

• Повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;

• Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ГБОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ГБОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.

• Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.

• Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, и их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• Творческая организация (креативность) образовательного процесса;

• Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;

• Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

• Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия :

1) дети; 2) педагоги; 3)родители

Условия реализации программы:

Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов образовательного комплекса ГБОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, о современных формах и методах работы с детьми.

Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей ОВЗ к которым относят детей : детей-инвалидов, детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушениям слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с нарушениями аутистического спектра; детей с комбинированными нарушениями в развитии.

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.

1.2. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья– это дети с особыми образовательными потребностями. Это понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основной образовательной программы или некоторых разделов программы. В зависимости от ограничений здоровья вовлеченность в образовательный процесс строится с учетом специальных условий или без таковых. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении. В ГБОУ Школа №2089 к группе детей с ОВЗ отнесены : дети-инвалиды, дети с диагнозом умственной отсталости; дети с нарушениями слуха, зрения, недоразвитостью речи; дети с нарушениями аутистического спектра; дети с комбинированными нарушениями в развитии.

Вариативность отклонений в развитии воспитанников ГБОУ имеет широкий диапазон: от состояния пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью эмоционально-волевой сферы, мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем,.снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий, так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности высокой истощаемостью движений, слабый мышечный тонус). Условно детей можно разделить на две группы : дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков, фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова, лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи.

Характеристика детей с ТНР.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь, особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.

Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР

сочетается с незрелостью высших психических функций : память, внимание, плохой координацией движений.

У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР - органическое заболевание ЦНС.

На каждом коррекционном занятии наряду с развитием познавательной сферы, большое внимание уделяется развитию двигательной координации детей. Это следующие виды работы:

1) выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико-артикуляторных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений;

2) выполнение кинезиологических упражнений;

3) дыхательная гимнастика;

4) пальчиковая гимнастика;

5) проведение подвижных игр.

1.3. Планируемые результаты освоения программы.

• Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.

• Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

• Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.

• Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.

Овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.

• Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.

• У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.

• Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.

• Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.

• Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками

2. Принципы и подходы к формированию программы психолого-педагогического сопровождения.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

1. Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

2. Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог.

3. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов образовательного комплекса.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

1. Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

2. Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения :

- Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

- Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

- Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

- Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

- Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения : воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;

- Принцип «на стороне ребенка» : во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

- Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;

- Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

- Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как

системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

- Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения :

• индивидуальное;

групповое/ подгрупповое;

• на уровне детского сада.

Формы сопровождения :

• консультирование;

• диагностика;

• коррекционно-развивающая работа;

• профилактика;

• просвещение.

3. Содержание деятельности педагога-психолога.

Основные цели деятельности педагога-психолога :

• создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ГБОУ.

• содействие администрации и педагогическому коллективу ГБОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

• содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.

Задачи деятельности педагога-психолога :

психологический анализ социальной ситуации развития в ГБОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;

сопровождение и социализация воспитанников с особыми образовательными потребностями;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;

• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ГБОУ;

участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ГБОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий,

• содействие в обеспечении деятельности педагогов ГБОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Деятельность педагога-психолога по реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач :

• реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;

• развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств и др;

• создание в ГБОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивностью общения детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;

• оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членам педагогического коллектива ГБОУ.

Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:

• обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;

• гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе;

• повышения эффективности и качества дошкольного образования;

• обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;

• оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;

• признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;

• создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;

• сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка.

Публикации по теме:

«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет Образовательные задачи – Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился где прошло.

Конспект занятия «Экологическая прогулка» для детей средней группы общеразвивающей направленности "Экологическая прогулка" для детей средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Здравствуй, ежик» Форма: комбинированная Возрастная.

Фотоотчет о развлечении «День зеленого цвета» в группе общеразвивающей направленности детей 3–4 летФотоотчет о развлечении «День зеленого цвета» в группе общеразвивающей направленности детей 3–4 лет Фотоотчет развлечение "День зеленого цвета" в группе общеразвивающей направленности с 3-4 лет. " День зеленого цвета". В зимнее время.

Фотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 летФотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 лет Фотоотчет «Зимние забавы» - День зимних видов спорта. в группах общеразвивающей направленности №13 с 3-4 лет и №1 с 4-5 лет. Зима одно.

Конспект НОД «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект интегрированной НОД по познанию окружающего мира и развитию речи на тему «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине»Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине» Цель: Познакомить детей с листьями и ягодами рябины. Ход наблюдения: Воспитатель читает детям стихотворение: Друг за другом становитесь,.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет.Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет. Тема проекта: ""Мир посуды" Вид проекта: средней продолжительности (октябрь - ноябрь 2016г.) Доминирующий вид деятельности: информационный,.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:

Публикация Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 1 (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мадонова Елена Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных группах общеразвивающей направленности. Часть 1
Опубликовано: 3 января 2021 в 22:23
+155Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД