Лучший педагог года

Проект «Экспериментирование в неживой природе»

Тарасенко Марина
Проект «Экспериментирование в неживой природе»

Проект «Экспериментирование в неживой природе»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Актуальность проекта

Актуальность данного проекта состоит в том, что неживая природа это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, необходимо предоставить им возможность приобретать знания самостоятельно. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывает бережное отношение к природным ресурсам.

Публикация «Проект „Экспериментирование в неживой природе“» размещена в разделах

Задачи проекта :

1. Расширять представления о свойствах окружающего мира

2. Знакомить с различными свойствами воды, песка и воздуха

3. Учить детей делать выводы на основе опытов

4. Участвовать в посильной практической деятельности

5. Воспитывать бережное отношение к природе

Цель проекта :

Научить:

- Видеть и выделять проблему;

- Принимать и ставить цель;

- Решать проблемы;

- Анализировать объект или явление;

- Выделять существенные признаки и связи;

- Сопоставлять различные факты;

- Выдвигать гипотезы, предположения;

- Отбирать средства и материалы для самостоятельной

деятельности;

- Осуществлять эксперимент;

- Делать выводы.

Структура детского экспериментирования :

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание (что нужно сделать).

3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается).

4. Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).

Перспективный план экспериментирования

с детьми старшей группы

на июнь

Неделя Название эксперимента Программные задачи Ход эксперимента

1 «Откуда берется песок» Закрепить свойства и качества песка, его происхождение; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

1. Обследование песка

2. Рассматривание песка через лупу.

3. Сравнение сухого и влажного песка.

4. Что можно слепить из мокрого песка? – конкурс для детей.

3 «Свойства воздуха» Познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, легкий и т. д.) и его значением для всего живого. 1. Загадывание загадок о воздухе.

2. Появление Карлсона.

3. Исследование воздуха на запах и цвет.

4. Физкультминутка «Ветерок».

5. Закрепление свойств воздуха и его значения для всего живого.

4 «Какой вода имеет цвет?» Определить свойства воды: вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.

1. Опускание в воду предметов.

2. Исследование холодной и горячей воды.

3. Исследование воды на запах.

4. Заключительные выводы.

Перспективный план экспериментирования

с детьми старшей группы

на июль

Неделя Название эксперимента Программные задачи Ход эксперимента

1 «Зачем строителям необходим песок» показать на примере эксперимента использование песка в получение строительного раствора; попробовать самим сделать раствор и применить его по назначению; развивать познавательный интерес к изучению первоначальных знаний о строительстве; научить ценить труд людей. 1. Откуда берётся песок? (беседа с опытами) 2. Д/Игры «Если бы я был….» (черепахой, ящерицей. как прятался, как питался, как бегал)

3.«Для чего человеку песок и глина»

2 «Кто как летает по воздуху?» -Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

1. Отгадывание загадок

2. Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

3. Эксперимент №2. «Есть ли воздух».

4. Эксперимент №3. «Давление воздуха».

5. Игра «Мыльные пузыри».

3 «Какая бывает вода» Закрепить знания детей о том, что вода бывает разная; активизировать и обогащать словарь детей существительными и прилагательными; развивать интерес к изучению окружающего мира. 1. Д/и «Какая бывает вода»

2. Эксперимент «Какой формы вода?»

3. Эксперимент «Вода – растворитель»

4. Игра. «Кто больше назовет съедобной жидкости».

Перспективный план экспериментирования

с детьми старшей группы

на август

Неделя Название эксперимента Программные задачи Ход эксперимента

1 «Поиск воздуха» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь. 1. Эксперименты с воздушными шариками.

2. Игра «Воздушные шары».

3. Изготовление бумажных корабликов.

4. Эксперимент с корабликами на воде.

2 «Песок и глина – наши помощники» Закреплять представления о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их. Закреплять умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту. Формировать понятие о том, что песок и глина – это полезные ископаемые. 1. Рассматривание песка и глины.

2. Исследование сухой и мокрой глины.

3. Рассматривание крупинок песка и глины через лупу.

4. Исследование сухого и мокрого песка.

5. Заключительные выводы.

4 «Вода – помощница» Закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. 1. Закрепление правил безопасности при экспериментировании.

2. Опыт с воздушными шариками.

3. Опыт на определение запаха воды

4. Опыт на определение цвета воды.

5. Опыт на определение формы воды.

6. Игры с водой.

Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования

1. «Как и почему вода льется?» ( Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.)

2. «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?» (Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.)

3. «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше.)

4. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)

5. «Измеряем воду». ( Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Бутылки емкостью 0,5 л); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»

6. Помоги умыть Хрюшу». (Вода, ее взаимодействие с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской, глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом, резиной.)

7. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах.)

8. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер.)

9. «Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, не летает – мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют.)

10. «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, а не количество.)

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Публикации по теме:

Экспериментирование в природе «Путешествие в микромир» Экспериментирование в природе. Отправляясь в поход на любую лужайку, в парк или сквер мы всегда берем с собой емкости для сбора образцов.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Познавательный проект «Экспериментирование с живой и не живой природой» для детей первой младшей группы Предлагаю Вашему вниманию познавательный проект «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» для детей 1 младшей группы. Автор: воспитатель.

Проект «Изменения в природе весной» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н. Участники проекта: дети младшей.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Экспериментирование в неживой природе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тарасенко Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Экспериментирование в неживой природе»
Опубликовано: 19 марта 2020 в 20:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД