Получи документы

Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»

Понокова Евгения Александровна
Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»

ПРОЕКТ

«Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»

Подготовила: музыкальный руководитель

Понокова Евгения Александровна

Музыкальный, шумовой инструмент не дорогой

Киндер, пуговки, ключи, только музыку включи

Публикация «Проект „Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах“» размещена в разделах

Застучат и зашумят, всех вокруг развеселят!

Тип – творческий

Продолжительность – долгосрочный

Участники проекта – дети старшей группы (5–7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах.

Задачи:

1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

2. формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;

3. развитие творческого потенциала, коллективных навыков игры на шумовых инструментах.

Актуальность:

Анализ педагогической практики показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что их освоение не требует специальной подготовки.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить их к миру музыки, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу.

Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.

Этапы работы по реализации проекта:

I. Этап подготовительный

1. Выбор темы по самообразованию: «Обучение игре на шумовых инструментах»

2. Составление плана работы над проектом.

3. Анкетирование родителей

4. Размещение на стенде для родителей обращения о сборе бросового материала для изготовления шумовых инструментов.

5. Пополнение фонотеки произведениями для оркестра.

II. Этап основной

Данный этап, основанный на принципе постепенного усложнения задач и упражнений, включает в себя:

• Работа с детьми

Музыкальные занятия

Беседы

Презентации

Музыкально – дидактические игры

Сказки – шумелки

Шумовой оркестр

• Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания,

Организационное: анкетирование;

Информационное: папки-передвижки

Консультативное: тематические консультации;

Практико-ориентированное: мастер-классы:

Совместные мероприятия: праздники и развлечения

• Работа с педагогами группы.

Консультации

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей

Помощь в организации предметно-развивающей среды

III. Предполагаемый результат

Дети называют и различают инструменты по способам извлечения звука, совместно со взрослыми изготавливают шумовые инструменты из бросового материала.

Дошкольники ритмично исполняют произведения с динамическими оттенками (тихо, громко); получили представления о следующих понятиях: шумовые инструменты и звуки, шумовой оркестр.

Родители используют опыт по данной теме в своей семье – совместно с детьми изготавливают шумовые инструменты; принимают участие в праздниках и развлечениях с использованием шумовых инструментов; пополняют домашнюю фонотеку. Повысилась компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания детей.

Итог:

1. Открытое занятие для педагогов ДОУ «Мы – музыканты»

2. Развлечение «Весёлые шумелки» с участием детей и родителей.

3. Выставка самодельных шумовых инструментов.

Реализация проекта.

I. Подготовительный этап.

Выбрана тема по самообразованию: «Обучение игре на шумовых инструментах». Изучена методика К. Орфа. и программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой.

Составлен план работы над проектом по месяцам, включающий работу с детьми, педагогами, родителями воспитанников.

Проведено анкетирование родителей, анализ которого показал следующее: опрошено 22 человека. 64 % - детям нравится посещать музыкальные занятия; у 45 % опрошенных имеется собственная музыкальная домашняя фонотека; 63 % - дети любят петь, танцевать, музицировать; 76,5 % - родители приобретают детские музыкальные, шумовые инструменты.

На стенде для родителей размещен информационный лист с обращением о сборе бросового материала для изготовления шумовых инструментов.

Фонотека пополнена произведениями для оркестра:

Русские народные плясовые «Подгорка», «Ой, вставала я ранёшенько»

Моцарт «Турецкий марш»

Шостакович «Вальс шутка», «Шарманка»

Полька Штраус.

II. Основной этап

Работа с детьми.

Дети учились различать звучание музыкальных и шумовых инструментов. Осваивали приёмы игры на шумовых инструментах.

Беседы:

«Какие звуки музыкальные?», «Звуки – шумы».

Цель: – дать представления детям о том, что у шумовых инструментов нет точной высоты звука и воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. - в музыке основное значение имеют музыкальные звуки, но нередко используются и шумовые, которые создают многие ударные инструменты.

Презентации:

«Музыкальный оркестр» - дети знакомились с музыкальными инструментами классического состава симфонического оркестра. «В мире звуков». Цель: учить различать шумовые и музыкальные звуки «В мире звуков», «Музыкальный оркестр».

Презентация на тему «История шумовых русских народных инструментов» способствовала закреплению имеющихся знаний и получению новой информации о данной группе инструментов, которые изначально были предметами быта.

Слайдовый показ сопровождался практическими действиями. Так, например, дети узнали, что «рубель» изначально был приспособлением для выколачивания (стирки) и глажения белья.

Музыкально - дидактические игры.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, развить, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов обогащают детей новыми впечатлениями, развивают чувство ритма, инициативу, самостоятельность, способность к восприятию.

В работе с детьми использовались простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. «Передай ритм», «Слушай и повтори», «Эхо», «По какому предмету стучу?», «Имена и ритмы».

Особенно детям нравится игра «Надо музыку послушать, инструменты подобрать». Цель: прослушать произведение, а при повторном слушании дети сопровождают его звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

Сказки – шумелки.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр.

Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда, ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов, смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Оркестр под фонограмму даёт мне возможность руководить детьми во время исполнения, что значительно упрощает подготовку к концертным выступлениям. В основном использую классическую музыку – это «Пиццикато» А. Делиба, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Турецкий марш» В. Моцарта, а также русские народные мелодии. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков. Шумовые оркестры включаю в праздники и развлечения. Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей.

Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии непосредственного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи.

В информационном уголке размещались папки-передвижки: «Музыкально-ритмические игры для детей 5 – 7 лет», «Как изготовить шумовые инструменты дома?» «Музыкально – дидактические игры для детей 5 – 7 лет, «Домашний оркестр».

В рамках проекта проводились тематические консультации: «Приёмы игры на шумовых инструментах», «Значение шумовых инструментов в музыкальном развитии ребенка».

С родителями воспитанников был проведён мастер – класс «Изготовление инструментов своими руками».

Совместные праздники и развлечения с использованием шумовых инструментов доставляли радость детям и взрослым.

Работа с педагогами группы.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, играй на детских музыкальных инструментах.

В рамках проекта с педагогами старшей группы проводились:

Консультации:

«Музыкально-дидактические игры для детей 5-7 лет», «Шумовые инструменты в самостоятельной деятельности детей»

Занятия – практикумы:

«Звучащие жесты», «Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах».

Доклад на педагогическом совете «Музыкальные и шумовые инструменты. Возможности их использования в ДОУ»

Педагогам группы оказывалась систематическая помощь в организации музыкальной предметно-развивающей среды.

Заключение

Игре на детских шумовых и музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как музицирование способствует развитию творческих способностей, расширяет сферу музыкальной деятельности, совершенствует эстетическое восприятие.

Благодаря реализации проекта дети умеют слушать, называть и различать инструменты по способы извлечения звука, совместно со взрослыми могут изготавливать шумовые инструменты из бросового материала.

Исполнительство на инструментах стало более совершенным – дети ритмично исполняют произведения с динамическими оттенками (тихо, громко).

Родители используют опыт по данной теме в своей семье (совместное изготовление шумовых инструментов, приобретают музыкальные и шумовые инструменты, пополняют домашнюю фонотеку).

При активном взаимодействии детского сада и семьи произошло увеличение числа родителей, принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в музыкально воспитании и развитии ребенка.

Список использованной литературы

1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М., 1976

2. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте. - М., 2001

3. Девятова Т. Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006

4. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990

5. Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.

6. Метлов Н. А. Музыка - детям. - М., 1985.

7. Радынова О. П. Беседы о музыкальных инструментах. - М. ,1999

8. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М. ,2000

Приложение

Сказка- шумелка «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка, и была у них курочка Ряба.

Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» - голосом, да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофон).

Дед бил - не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре через октаву).

Баба била, била - не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре через октаву).

Мишка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) - яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх!

Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).

А курочка им говорит (частые удары по треугольнику).

«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику, не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона, а простое (удар деревянными ложками)».

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Понокова Евгения Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 22:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД