МААМ-картинки

Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Бобарыкина
Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время мало изучен вопрос о том, как одним семьям удается сохранить стабильность, не смотря на тяготы ухода за ребенком с ограниченными возможностями здоровья, а другие семьи не справляются с этой сложной жизненной задачей.

Специфические механизмы, позволяющие родителям выдерживать хроническое напряжение, регулировать уровень тревожности, эффективно решать задачи обучения и воспитания ребенка с особыми познавательными потребностями, должны быть научно проработаны и иметь необходимую методическую базу.

Публикация «Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В связи с этим актуальным является исследование функционирование семейной системы и особенностей личности родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ведь социальный опыт, впервые полученный ребенком посредством взаимоотношений с близким взрослым, является основополагающим для дальнейшего развития его личности, его адаптации к социуму.

Исследователи отечественной школы - С. Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия, С. А. Морозов, В. В Лебединский, М. С. Певзнер в своих ранних исследованиях

семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, преимущественно основное внимание уделяли самому ребенку : изучались вариации отклонений, темпов развития и прогнозы.

Далее специалистами Одиноковой Г. Ю., Айвазян Е. Б., Иневаткиной С. Е., и др. активно изучались детско-родительские отношения, в основном взаимоотношения матери и ребенка, где особое внимание уделяли анализу внутренней материнской позиции. Изучались также неправильные типы воспитания в семьях, имеющих ребенка с нарушениями в развитии.

Позже в исследованиях появился системный семейный подход, который расширил научный взгляд на семью : развитие ребенка стало рассматриваться с учетом взаимодействия и взаимного влияния членов семьи друг на друга.

Благодаря системному подходу видения семьи, внимание уделялось не только изучению психического дизонтогенеза ребенка, но и функционированию всей семейной системы, взаимодействиям и отношениям между так называемыми подсистемами внутри семьи. Изучалось влияние нарушений ребенка на членов семьи, ближайшее окружение родственников, близких. А так же исследовалось взаимодействие семьи и ребенка с ОВЗ с социальным окружением.

В рамках системного подхода была разработана социально-экологическая модель, которая позволяла выявлять проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В социально-экономической модели семья рассматривается как микросистема, которая состоит из нескольких подсистем, например, «мать-особый ребенок», «отец-особый ребенок», «мать-здоровый ребенок», «отец - здоровый ребенок», «особый ребенок - здоровый сибилинг» и т. д. Каждую из подсистем характеризуют особенности взаимоотношений, заключающиеся в негативном компоненте, психологической проблеме.

Например, в подсистеме «мать — особый ребенок» может проявляться повышенная тревожность, депрессия матери, ее нестабильное эмоциональное состояние, чувство вины

. В подсистеме «отец — особый ребенок» отец может испытывать негативное отношение к ребенку, отказываться принимать участие в жизни ребенка, самоустранение от проблем и трудностей, отсутствие чувства ответственности.

Проблемой подсистемы «мать — отец» является отказ принятия нарушения у ребенка, отрицание, особенно на начальных стадиях, преобладание сильных негативных чувств по отношению к себе, партнеру и ребенку.

В подсистеме «мать (отец)-здоровый ребенок проблемы могут состоять в том, что основное внимание, и даже чрезмерное его количество, (а также количество обязанностей) уделяется особому ребенку, тогда как его брат (сестра) остро ощущают нехватку внимания со стороны родителей.

В подсистеме «особый ребенок — здоровый ребенок» чувства у здорового ребенка могут проявляться негативные чувства и эмоции по отношению к особому ребенку — вина, стыд или страх заразиться болезнью сиблинга.

Ближайшее окружение семьи : родственники, друзья, коллеги, специалисты социальных служб, врачи, а также другие родители составляют так называемую мезосистему, в которую включена семья с ребенком с ОВЗ.

Проблемы возникают также у родственников, которые не имеют возможности или желания оказать помощь и поддержку семье, не могут принять особого ребенка.

Согласно социально-экологической модели, на семью оказывает воздействие не только мезосистема, но также и эко— и макросистемы, которые представляют собой системы образования, здравоохранения, социальной политики. Они также оказывают влияние на семью со стороны средств массовой информации, принятых в обществе культурных, социально-экономических, политических ценностей.

Таким образом, рассматривая социально-экологическую модель семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ мы можем глубже вникнуть в суть и понять проблемы таких семей.

Список литературы:

1. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М. : Владос, 2004. - 407 с.

2. Половинкина О. Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей. // Дефектология. 2003.- №2. - С. 35-39.

3. Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии. // Вопросы психологии. 2002.-№6.-С. 15-23.

4. Селигман М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дар-

линг. М. : Теревинф, 2007. -368 с.

5. Хорошева Е. В. Сравнительное исследование семей, имеющих ре-

бенка с нормативным и нарушенным развитием // Психологическая наука

и образование. № 5., 2010.- С. 5259.

6. Шамионов, Р. М. Соотношение адаптационной готовности и соци- альной активности личности / Р. М. Шамионов // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 2. – С. 72-80.

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья Данная методика необходима для того, чтобы составить общую картину развития ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста с.

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру» Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы.

Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровьяПедагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья О. Н. Белова город Новочебоксарск Чувашская Республика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Библиотека изображений:

Публикация Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Бобарыкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проблемы взаимоотношений в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 17:26
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД