Папки-передвижки

Особенности применения игровых технологий в обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Елена Вихарева
Особенности применения игровых технологий в обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

В системе образования детей с умственной отсталостью неотъемлемой частью обучения являются игровые технологии. Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Публикация «Особенности применения игровых технологий в обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости» размещена в разделах

Главный принцип в работе с детьми с умственной отсталостью – её практическая направленность. И обучение, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.

Дети с умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий. Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Игровые технологии по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

При подборе игр для детей с умственной отсталостью учитываю следующие требования:

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности.

• Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

• Учет структуры дефекта;

• Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

• Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

• Соответствие коррекционной цели занятия;

• Учет принципа смены видов деятельности;

• Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

• Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.

Реализация игровых приемов и ситуаций на музыкальном занятии происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Ребенок живет в мире разных звуков. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания, помогает детям вслушиваться в музыкальную речь, сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни.

Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствует коррекции и развитии интеллектуальных способностей.

Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.)-

Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт детей, использую нетрадиционные музыкальные инструменты: бумагу, деревянные палочки, пластмассовые стаканчики и др.

Видео или фото.

Большое значение в ходе музыкальных занятий придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности воспитанников. В процессе занятий важно учитывать быструю утомляемость детей, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому часто переключаю их с одного вида му-зыкальной деятельности на другой.

В музыкальной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Развивается и речь.

С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребенка - творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Приведу примеры.

Игры для развития чувства ритма

«Прогулка»

Игровой материал. Музыкальные молоточки.

Ход игры. «Сейчас, мы пойдем на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в зале, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Учащийся повторяет такой же ритмический рисунок.

«А теперь мы вышли на улицу,— продолжает педагог,— светит солнышко, мы обрадовались и побежали. Вот так!»—частыми ударами передает бег. Дети повторяют.

«Настя взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют.

«Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют.

«Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— учитель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют.

«Испугались ребята и побежали в школу»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

Педагог помогает детям, которые не могут выполнить действия самостоятельно.

Не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используем народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками с отображениями отношений людей.

В своей работе использую театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Сказка с утренника 8 марта. Фото или видео.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование данных технологий положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

«Урок вежливости». Конспект ООД с использованием игровых технологий в подготовительной группе Тема: «Урок вежливости» Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Задачи: повторить правила хорошего тона;.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание предметно-развивающей среды для реализации игровых технологий в детском садуСоздание предметно-развивающей среды для реализации игровых технологий в детском саду Очень важно для развития ребенка, его окружение и развивающая среда. Для этого мы- воспитатели,трудились целое лето, чтоб вновь прибывшим.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности применения игровых технологий в обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 13:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности применения игровых технологий в обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вихарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД